Вступление Швеции и Финляндии в НАТО приведет к негативным последствиям для мира на севере Европы и архитектуры безопасности континента, а также скажется на отношениях с Россией, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в пятницу, 15 апреля.
«Зачем это нужно альянсу — понятно. Цель — продолжать наращивание военного потенциала и географическую экспансию, создать еще один фланг для угроз России. А вот зачем нашим финляндским и шведским соседям по Балтийскому региону превращаться в новый рубеж противостояния блока НАТО с Россией — неясно. Негативные последствия для мира и стабильности на севере Европы очевидны», — говорится в комментарии Захаровой, опубликованном на сайте российского внешнеполитического ведомства.
По мнению Захаровой, членство в Североатлантическом альянсе не способно укрепить национальную безопасность Финляндии и Швеции, они «автоматически окажутся на натовской «передовой». «Более того, членство в НАТО подразумевает фактически отказ от части суверенитета при выработке решений в сфере обороны, да и во внешней политике», — сказала она. Представитель МИД РФ признала, что «выбор — за властями Швеции и Финляндии». «Но они должны понимать и последствия такого шага для наших двусторонних отношений и в целом европейской архитектуры безопасности, которая сейчас находится в кризисном состоянии», — добавила дипломат.
Обсуждение вопроса о возможном вступлении Швеции и Финляндии в НАТО началось на фоне российского вооруженного вторжения в Украину. Британская газета The Times со ссылкой на источники писала, что обе страны могут вступить в альянс уже летом 2022 года. Финляндия в случае вступления в НАТО будет иметь самую протяженную среди всех стран альянса границу с Россией — более 1300 километров. Граница между Финляндией и Россией проходит всего в 200 километрах от Санкт-Петербурга.
«Если бы мы были в НАТО, то этой войны бы не случилось. Или все было бы не так, как сейчас. Соседи подставили бы нам плечо», — заявил президент Владимир Зеленский в интервью Associated Press.
Если бы российское руководство, если бы Владимир Путин все еще воспринимали рациональные аргументы, Москве стоило бы задуматься о том, что и Финляндия, и Швеция, похоже, находятся в шаге от того, чтобы подать заявку о вступлении в НАТО.
Две стабильные демократии, которые нельзя заподозрить в каком-либо милитаристском авантюризме и которые на протяжении многих лет избегали вступления в какие-либо политические союзы, теперь ищут убежища под зонтиком оборонного альянса. Однако ожидать, что в Москве задумаются о том, что это фундаментальное изменение в политике безопасности со стороны Финляндии и Швеции фактически было вынужденным из-за поведения России, не стоит.
В итоге на северо-западе своей страны Владимир Путин получит именно то, чего он хотел избежать любой ценой при помощи вторжения РФ в Украину: больше, а не меньше НАТО. Конечно, Москва будет продолжать пропагандистски раскручивать свой конспирологический нарратив об агрессивной НАТО, которая все ближе и ближе подбирается к бедной России.
Финляндия и Швеция, однако, явно полагают, что больше не могут позволить себе принимать это во внимание. Во время холодной войны слово «финляндизация» многие на Западе считали обидным. Финны же относились к этому иначе. То, что Хельсинки сегодня отказывается от проверенной концепции, говорит о многом.