Доллар на биржевых торгах в четверг отыграл у российской валюты 22 копейки и согласно официальному курсу застыл на отметке в 63 с небольшим рубля. Последний продолжает свою замысловатую траекторию на фоне продолжающейся войны в Украине и многих пагубных последствий в ее контексте для российской экономики.
Вспомним, совсем недавно, сразу после нападения России на Украину, доллар продавался в «обменниках» по 125 рублей и выше. Но с апреля рубль неуклонно растет, причем сейчас уже вопреки пожеланиям правительственных чиновников.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников назвал это вызовом для российской экономики, а первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что оптимальный, по его мнению, курс − 70−80 рубля за доллар, и этого рубежа надо достичь как можно быстрее.
Между тем в России в последнее время наметился трэнд на дефляцию. Подешевели, пусть и не намного, некоторые продукты питания. Отчасти дефляцию можно объяснить своеобразным отскоком после шокового роста цен в связи с началом войны. Казалось бы, снижение цен − хорошо. Однако дефляция свидетельствует о падении спроса, следовательно, грозит потенциальным ущербом для бизнеса и экономики в целом. Ведь именно потребление долгие годы было основным драйвером экономического развития.
В то же время западные компании продолжают покидать российский рынок. В среду стало известно об уходе финской компании Tikkurila, знаменитой своими красками. За последние месяцы больше тысячи иностранных компаний заморозили свой бизнес в РФ или ушли из страны.
«Пошла борьба с укреплением рубля»
Укрепление рубля стала неожиданностью, неконтролируемой уже даже Центробанком, заметил публицист и экономический обозреватель Максим Блант. Однако, по его оценке, это палка о двух концах.
«Если для кого-то этот показатель свидетельствует о том, что западные санкции (в отношении России) не слишком эффективно работают, то тут надо сказать, что дело обстоит с точностью до наоборот, – добавил он. – Потому что финансовые санкции выстроены таким образом, что поступающей в страну валютой, вырученной за продажу сырья, практически невозможно воспользоваться, в том числе купить на нее товары в тех странах, где их обычно привыкли закупать».
О влиянии международных санкций на российскую финансовую систему говорит и тот факт, что банки РФ начали вводить комиссии за обслуживание валютных вкладов, поскольку им невыгодно держать на счетах клиентов доллары и евро. Также 21 июня ВТБ, «Сбербанк» и другие находящиеся под санкциями банки заявили об ограничении на валютные переводы в другие российские банки.
Тем более евро и доллары нельзя вывести в офшоры или на Запад и спрятать их там до лучших времен, построив собственный «запасной аэродром», констатировал Максим Блант. Поэтому, на его взгляд, валюта не востребована, а у экспортеров уже даже не очень получается ее продавать.
«Была информация, что Центробанк начал интервенции – не прямо, а через российские финансовые организации, – напомнил он. – Потом Владимир Путин подписал указ о том, что экспортеры должны теперь продавать не 80, а 50 % выручки. Словом, пошла борьба с укреплением рубля, так как от высокого курса национальной валюты страдают бюджет и экспортеры, хотя укрепление рубля отчасти и помогло сбить тот инфляционный вал, который обрушился на Россию».
Но пока всё тщетно, ставка на понижение рубля видимых положительных результатов не дала, резюмировал экономист.
«Это скорее знак беды, а не признак здоровья экономики»
В свою очередь, президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Олег Буклемишев считает, что укрепление рубля – «абсолютно искусственная картинка». По его словам, это похоже на то, как если бы запереть национальную валюту в клетку на ограниченной площадке.
«Большинство действий с долларом (в России) запрещены, – пояснил собеседник. – Поэтому, зачем он сегодня российским гражданам? Есть те, кто его покупает впрок. Но ведь доллар даже инвестировать никак нельзя».
Кроме того Олег Буклемешев указал на высокую инфляцию в стране, сжигающую сбережения: «Даже по официальным данным, инфляция сегодня составляет больше 8 %. Поэтому деньги, которые сейчас лежат на банковских счетах, попросту обесцениваются, но и покупка доллара здесь тоже не выход и ничуть не избавляет от негативных экономических последствий. Отсюда крайне низкий спрос на валюту. Это скорее знак беды, а не признак здоровья экономики».
Как передает РБК, российская брокерская компания «Финам» проинформировала своих клиентов о временном ограничении на вывод долларов и евро со счетов и порекомендовала приобретать «дружественные» валюты типа юаня, чтобы снизить риски блокировок денег на счетах.
Все вместе это очень сильно влияет на настроение людей, подчеркнул президент Ассоциации независимых центров экономического анализа. «Причем, это, разумеется, в полной мере касается и наиболее активной сознательной части общества, что также не способствует экономическому развитию страны, предпринимательской инициативе, инвестициям и так далее, – уточнил он. – Не знаю точно, как к этому будут относиться более широкие массы населения, но когда-то холодильник должен нанести удар по их телевизионным представлениям».
Однако я от этого никаких серьезных последствий и перемен в общественном сознании не жду, признался эксперт.
Согласно июньскому опросу Левада-центра, 17% респондентов считали возможными протесты с экономическими требованиями, а 14% выражали готовность принять в них участие. По сравнению с февралем протестные настроения снизились.
По оценке Всемирного банка, в результате войны в Украине рецессия угрожает как России, так и ряду стран, некогда входивших в Советский Союз.