T.me Российские политики, в том числе президент, регулярно обращаются за советом и поддержкой к магам, астрологам и шаманам, уверен историк Валерий Соловей
Один из самых интригующих аспектов жизни и политики российской элиты — влияние магии и эзотерики. Хотя само такое предположение кажется спекуляцией, ничего экстраординарного или исторически нового в таком влиянии нет.
Обращение к оккультизму и эзотерике типично для российской элиты в ситуации фундаментальной неопределённости.
В начале прошлого века семья последнего российского императора Николая II пользовалась услугами известного французского медиума Филиппа и знаменитого православного «старца» Григория Распутина. Оккультизм и православный мистицизм причудливо переплелись и имели большую популярность среди российской аристократии.
Несмотря на официальный атеизм, поклонники оккультизма были среди пришедших к власти в России коммунистов. Видный функционер большевистской спецслужбы, Глеб Бокий, пытался использовать в разведке оккультные и шаманские практики. В 1960-е годы советские спецслужбы и армия начали систематическое исследование экстрасенсорных феноменов. Аналогичные работы параллельно шли в США под эгидой ЦРУ (Stargate Project).
После крушения СССР интерес к оккультизму и экстрасенсорике продолжал культивироваться в Вооруженных силах, а также в структурах, отвечающих за безопасность президента России и российского истеблишмента (Федеральная служба охраны и Служба безопасности президента).
В 2000-е годы экстрасенсорика и оккультные практики начали интенсивно распространяться среди российского истеблишмента, особенно быстро — после начала войны на Юго-Востоке Украины в 2014 году. Очевидна историческая аналогия с Россией начала XX века, где интерес к оккультизму рос по мере нарастания политической турбулентности в империи Романовых. Вторая историческая аналогия — переплетение оккультизма с православным мистицизмом. Качественно новая черта современной ситуации — использование шаманизма и таких экзотических для России синкретических религиозных культов, как Вуду, Санта Муэрте, Сантерия и некоторых других, включая африканские культы.
Современный российский истеблишмент охотно обращается за советами к так называемым православным старцам — это монахи и священники, которые якобы обладают мистическими способностями, позволяющими им предвидеть будущее и лечить. Особенно влиятельным считается старец Илия, с которым время от времени встречался президент Путин и представители высшего слоя российской элиты. Основные вопросы, с которыми обращаются к старцам: предсказание будущего конкретного чиновника, лечение, защита от интриг конкурентов.
Нет достоверных свидетельств того, что старцы, в том числе Илия, влияли на принятие решений в российской политике. Скорее, они играли психотерапевтическую роль, легитимируя принимаемые властью решения с точки зрения православного мистицизма: якобы Бог поддерживает то или иное решение верховной власти. Также старцы иногда занимаются агитацией в пользу власти, влияя, благодаря своему авторитету, на священников, своих духовных «детей» и прихожан. В любом случае, никакого самостоятельного политического значения старцы не имеют.
Одни и те же самые люди обращаются одновременно к православным старцам и оккультным практикам. Российский истеблишмент прибегает к следующим основным разновидностям оккультизма:
— гадание, включая карты Таро — для предсказания будущего и получения советов по поведению в конкретной ситуации; астрология — с той же целью;
— магия — для оказания влияния на ситуацию, обеспечения безопасности, в том числе защиты от конкурентов, и устранения конкурентов. Для последнего обычно используются обряды из Вуду, Санта Муэрте и Сантерии.
Косвенным доказательством широкого распространения гадания может служить опубликованная в телеграмм-каналах переписка известной саратовской «гадалки Ирмы» с бывшим проректором элитного российского университета, Высшей школы экономики, Валерией Касамарой. Причем в данном случае использовались элементы сексуальной магии. Как правило, за советами к гадалкам обращаются жёны, дочери и любовницы представителей российского истеблишмента.
Мужчины из российских элит предпочитают участвовать в магических ритуалах. Используются различные виды магии. Последние несколько лет наибольшим спросом пользуются магические ритуалы из средневековых гримуаров, а также из таких синкретических культов, как Вуду, Санта Муэрте, Сантерия и некоторых африканских культов. Ритуалы обычно проводятся в заброшенных православных церквях, на кладбищах или в специально подготовленных помещениях. Чаще всего они сопровождаются принесением жертв: черной курицы, черного петуха, черного козла.
До 2020 года преобладал запрос на проведение ритуалов по увеличению власти и успешной карьере, с 2020 года — ритуалы защиты, что само по себе подтверждает усиление общей нервозности российской элиты.
В оккультные практики вовлечены все эшелоны российского истеблишмента, включая высшую элиту. Однако определить долю людей, непосредственно участвующих в практиках, не представляется возможным. В случае использования оккультных практик, точно так же, как и в случае института православных старцев, нет свидетельств того, что «маги» пытались влиять на принятие политических или экономических решений. Они пытались подладиться под вкусы своих высокопоставленных клиентов и внушить им уверенность в действенность проводимых обрядов.
Первостепенный интерес «магов», «оккультистов» и «шаманов» — финансовый. Гонорары за совершение ритуалов и гадания составляют десятки и сотни тысяч долларов США. К примеру, дочь экс-губернатора Пензенской области Наталья Бочкарёва заплатила медиуму $217 500 за возвращение возлюбленного. Стоимость участия в одном из оккультных обрядов защиты составляет около полумиллиона долларов США, причем обычно в обряде участвует шесть человек. Автору известно также об обрядах стоимостью $6 млн. По явно заниженным оценкам, общий оборот рынка магических услуг в России до начала пандемии Covid-19 составлял около $450-500 млн. За два года пандемии он значительно вырос.
Интерес к шаманизму — исторически новая черта. Российский истеблишмент обращается к представителям преимущественно двух шаманских традиций — сибирскому шаманизму и шаманизму Амазонии. В середине 2010-х годов большой популярностью пользовался так называемый «шаман Коля» — этнический ненец. Он предсказывал будущее высокопоставленным представителям российского истеблишмента, включая Валентину Матвиенко, главу Совета Федерации. «Шаман Коля» также занимался лечением и накладывал порчу на врагов тех или иных чиновников и бизнесменов.
Подпал под обаяние этой моды и президент России Владимир Путин. С шаманами Амазонии Путина познакомили два его друга: Виктор Медведчук, украинский олигарх и политик, и Юрий Ковальчук, имеющий репутацию конфидента российского президента. Последний раз с шаманом из Амазонии президент встречался в августе 2020 года.
Влиятельный министр обороны, этнический тувинец Сергей Шойгу, познакомил президента Владимира Путина с сибирским шаманизмом. В течение последних двух-трех Путин совместно с Шойгу несколько раз летал в Сибирь (в Туву и Хакасию), где принимал личное участие в шаманских обрядах. Последний такой обряд состоялся в день весеннего равноденствия, 20 марта 2022 года, на Алтае.
Путин серьезно относится к приписываемым шаманам способностям предвидеть будущее, лечить и трансформировать реальность. Поэтому, в частности, по личному распоряжению президента России был репрессирован якутский «шаман» Александр Габышев, пытавшийся в 2019 году совершить пеший поход в Москву для «изгнания Путина из Кремля».
На рубеже первой и второй декады февраля 2022 года Путин участвовал в шаманском обряде, где группе шаманов был задан вопрос об исходе военной операции против Украины. Ответ оказался вдохновляющим. Вряд ли решение о начале операции было принято только под его влиянием, но шаманский ритуал добавил президенту России уверенности.
Аналогичным образом Путин обращался к шаманским практикам перед принятием решения о пенсионной реформе.
В России фактически сложилась влиятельная [синкретическая|состоящая из разнородных элементов, но целостная] система традиционных религиозных, оккультных и шаманских практик, которая используется частью российского истеблишмента. Заметный рост интереса к подобным вещам произошел после 2014 года и особенно с 2020 года. Практики и их носители (гадалки, астрологи, маги, колдуны, шаманы) не влияют на определение политического курса или принятие ключевых государственных решений, но играют важную психотерапевтическую роль, помогая своим клиентам сформировать уверенность в совершаемых ими действиях.