T.me Всемирно известный психолог и писатель — Элизабет Кюблер-Росс родилась в Швейцарии в 1926 году. Сразу после окончания Цюрихского университета, где она изучала психологию, женщина переехала в Нью-Йорк и прожила там всю оставшуюся жизнь.
Элизабет стала пионером в области околосмертных исследований, посвятив свою работу помощи умирающим пациентам. Даже если вам не знакомо её имя, то вы, наверняка, слышали о «модели Кюблер-Росс», в ней она выделила 5 стадий, через которые проходит человек перед смертью: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Кстати, в наши дни эта модель стала нарицательной, её применяют и в изучении других психологических состояний человека.
Кюблер-Росс, которую журнал Time включил в «100 самых важных мыслителей 20-го века», имела значительный вес в научных кругах, и к её мнению всегда прислушивались. А после выхода ее бестселлера «О смерти и умирании», в 1969 году, Кюблер-Росс стала очень популярной персоной не только среди деятелей науки.
В начале карьеры Элизабет называла смерть «величайшей загадкой науки», а в более поздних своих лекциях и книгах она высказывала уверенность в том, что смерть — это переход человека в другое состояние, в котором он сможет стать «полноценным».
— После смерти люди снова становятся полноценными. Слепые могут видеть, глухие — слышать, калеки перестают быть калеками, поскольку все их увечья перестают существовать, — пишет в одной из книг Кюблер-Росс.
Концепция помощи умирающим
Как говорила Элизабет, её решение заняться исследованиями в этой области зародилось ещё в возрасте 5 лет, когда она попала в больницу с пневмонией и впервые столкнулась со смертью — умерла её соседка по палате. Печальное событие привело её к мысли о том, что смерть является неотъемлемым этапом жизни, и нужно быть готовым к этой встрече.
До Кюблер-Росс никто всерьёз не занимался исследованием этого вопроса, поэтому ей пришлось (и она преуспела в этом) в одиночку заложить основы современной паллиативной помощи, заключающейся в уходе за больными, которым предстоит умереть.
«Смерть Жерико» — картина Ари Шеффера 1824 года
При этом ей часто приходилось сталкиваться с непонимаем и неодобрением коллег-врачей. Особенно в тех случаях, когда Элизабет проводила интервью с умирающим человеком прямо перед аудиторией со студентами.
Таким образом она хотела поднять вопрос об ответственности врача не только за здоровье умирающего пациента, но и за то, чтобы последние дни жизни больного были прожиты с достоинством: без страха и мучений.
Открытия
Опыт общения с умирающими людьми помог Кюблер-Росс понять образ мысли человека, столкнувшегося с приближением смерти. Однако, Элизабет как учёный, слушая рассказы об околосмертном опыте, не могла не заметить интересные закономерности, схожие реакции и повторяющиеся «воспоминания» о «другой стороне» у большинства своих пациентов. Поэтому она стала бережно собирать и систематизировать эту информацию.
Элизабет Кюблер-Росс
Один из случаев, впечатливший Элизабет сильнее всего, произошёл с пациенткой по фамилии Шварц, которая чудом выжила после сердечного приступа. Согласно рассказу пациентки, она наблюдала за процессом своей реанимации из дверей операционной.
Но это было не самое странное, женщина помнила не только персонал и их внешность, она смогла пересказать все действия врачей, которые они выполняли, спасая её в течение 5 минут, пока Шварц находилась в состоянии клинической смерти.
Есть ли жизнь после смерти?
Эти случаи, по словам Кюблер-Росс, встречаются намного чаще, чем мы можем подумать. Например, изучая карты пациентов, попавших в аварию, она обращала внимание на то, что люди фиксировали события вокруг себя, находясь в бессознательном состоянии.
Ей встречались пациенты, помнившие, как их загружали в машину скорой помощи и многие другие детали. Доходило даже до того, что человек мог запомнить номерной знак автомобиля, цвет обуви врача или маршрут по которому они ехали в больницу, хотя при этом пациент находился в бессознательном состоянии.
Скульптура «Умирающий Галл»
Конечно, Кюблер-Росс не верила всем безоговорочно, во многих случаях эти явления она объясняла «мысленными проекциями» (что-то вроде галлюцинаций), свидетельствующими о желании мозга продолжать жить.
Однако, в своих книгах Элизабет утверждает, что были случаи, когда больной никак не мог видеть, слышать или знать некоторые подробности, о которых впоследствии он рассказывал так же естественно, как если бы всё происходило на его глазах.
Необъяснимые истории
Наиболее знаковые случаи, описанные в её книгах, касались незрячих пациентов, способных описывать такие детали, которые они никак не могли увидеть, например, цвета одежды врачей, которые их спасали. К ним же относились пациенты с глухотой, которые пересказывали содержание разговоров, ведущихся рядом с ними, хотя, физически, они никак не могли их слышать.
Помимо прочего, Кюблер-Росс рассказывает о любопытном случае с 10-летней девочкой, которая после выхода из комы поведала, что к ней приходил брат и обнимал её. Но дело в том, что у неё не было брата… Только позже выяснилось, что пока девочка находилась в больнице, её мать потеряла 3-месячного ребёнка (сына), о котором маленькая пациентка определённо знать не могла.
Элизабет Кюблер-Росс
Ещё одна интересная деталь, которую заметила Кюблер-Росс, заключалась в том, что люди, пережившие околосмертный опыт, перестают бояться умереть. Согласно психологической теории Элизабет, видения того, что ожидает человека после смерти, снимают с него колоссальное напряжение, ведь он уже побывал «на другой стороне» и понял, что смерть — это не конец существования, а лишь его следующий, более «полноценный» этап.