T.me «Президент» РФ Владимир Путин поручил снять ограничения на труд несовершеннолетних, чтобы справиться с нехваткой рабочих рук в экономике, которую власти оценивают в сотни тысяч человек.
Правительству и Агентству стратегических инициатив следует рассмотреть «содействие занятости и стимулирование к трудоустройству» граждан в возрасте от 14 лет, говорится в перечне поручений Путина, опубликованном на сайте Кремля.
Подростков, по идее президента, можно привлекать для выполнения «временных работ», а организациям, которые на это пойдут, — предоставить льготы. Кроме того, следует упростить прием на работу граждан в возрасте до 18 лет, говорится в поручениях Путина.
По данным Института Гайдара, кадровый голод на российских фабриках и заводах достиг рекорда с 1996 года, то есть за все время доступной статистики. В июле на нехватку рабочих рук жаловались 42% предприятий, показал опрос их собственников и топ-менеджеров. Проблемы с кадрами возникли после мобилизации, в результате которой 300 тысяч человек отправились на фронт, а еще до миллиона уехали из страны. Новым ударом стала массовая вербовка добровольцев и контрактников, число которых с начала 2023 года превысило 200 тысяч человек.
Предприятиям обрабатывающей промышленности, которые должны, по задумке властей, заместить импорт из западных стран, не хватает порядка 660 тысяч специалистов, говорил в июле первый замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков. По его словам, кадровый ресурс в России исчерпан «и локально, и стратегически», а нехватка рабочих рук стала главным вызовом после введения санкций.
Использовании советской властью рабского труда несовершеннолетних на протяжении всего советского периода
У меня один глаз почти без ресниц теперь снизу после серии ячменей «на картошке» полученных… Класс седьмой, кажется… Отказаться никак, разве что по здоровью. Норму выработки не помню, но была какая-то видимо. Деньги были, однако смешные какие-то. От двух-трех рублей по итогам всей работы «на картошке»…» (Татьяна Галанова: школу я закончила в 1982 году. Зарайский район, Московская обл.)
«Самая отвратительная работа была кур подвешивать вниз головой за ноги, а тётя в фартуке из клеенки им резала горло» (Igor Syachin, Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край школа N15, 1983 год ( 5 класс), работа в учебное время на местной птицефабрике).
«Согласно декларации ООН, рабом признаётся любой человек, неспособный по собственной воле отказаться от выполнения какой-либо работы».
«Работали мы на консервном заводе. И в принципе, все операции – от загрузки свежих огурцов в моечный чан и вплоть до снятия с конвейера готовых 3-литровых банок и отправка их в автоклав осуществлялась нами – школьниками 6-9 классов. На всём заводе, помимо директора и бухгалтеров, я видел только двух взрослых работников: тётушку, которая разливала из шланга в банки с огурцами рассол и другую тётушку, которая вела учёт кассетам с банками, отправляемым в автоклавы. И всё. Всё остальное делали дети.»
То, что все 70 лет советской власти в СССР широко использовался детский труд — общеизвестно. Эта практика была настолько распространена, что никто даже не задумывался, что, по сути, этот труд — рабский, а использование труда несовершеннолетних — это преступление.
Ребенок не может адекватно оценить стоимость своего труда, и адекватность его оплаты, поэтому его труд легко может стать рабским.
Коммунистические функционеры очень хорошо знали все эти нюансы, и широко использовали несовершеннолетних в своих целях — начиная с революции и гражданской войны, и до самого развала СССР. Детей использовали и как пушечное мясо на войне, и как активистов в классовых конфликтах, и как рабсилу на «трудовом фронте». Дети и подростки легко поддаются пропаганде и агитации, поэтому, как правило, сражались и умирали они «за идею», а не за деньги или карьерный рост.
Формально детский труд в СССР был запрещен, что нашло своё отражение в кодексах законов о труде. Все это преподносилось как великое завоевание советской власти, и противопоставлялось «ужасам царского режима, когда детей эксплуатировали нещадно».
По факту же в СССР, практически с первых лет труд детей широко применялся и в сельском хозяйстве, и в промышленности. Так, после коллективизации дети в колхозах «добровольно-принудительно» работали по 6 часов в день. Труд колхозников на протяжении почти всего советского периода был рабским, так что и детей колхозников чаша сия не минула.
В колхозах детей привлекали к труду очень рано, практически с 5-6 лет.
В принципе, это можно было бы назвать, с некоторыми натяжками, нормальной практикой — ведь в обычных, не колхозных, крестьянских семьях детей тоже к труду приучали рано — давали работу по силам.
НО! Огромная разница состоит в том, что ребенок в крестьянской семье работал на себя, в своём собственном хозяйстве, на своё собственное благополучие.
В колхозе же работали за «трудодни», а дети получали просто копейки, и, соответственно, труд этот был рабский.
Но не стоит думать, что труд городских детей не использовался! Еще как использовался: детей школьного возраста вывозили в колхозы-совхозы на сельхозработы, и труд их, как правило, не оплачивался. Причем продолжительность сельхозработ была разной, в зависимости от наглости местных партийных боссов. Где-то вывозили на пару дней, а в каких-то регионах школьники вкалывали на полях по 2-3 месяца в году, а то и больше.
Самое широкое использование рабского труда детей было в республиках Средней Азии: в сельской глубинке, далеко от столиц, школьники работали до полугода! Весной и летом — окучивание, прополка, осенью — сбор.
Anna Gotlib: “Да, это был рабский труд. Нас, школьников Туркмении, каждый год, начиная с 6 -ого класса, на 2 месяца (сентябрь, октябрь) отправляли в колхоз собирать хлопок. Спали мы в школе, на полу, на матах. Устанавливали норму, издавали газету, где «громили» лентяев и прославляли передовиков. К вечеру от усталости еле доползали до своего мата. Но…. молодость брала свое. Поужинаем, отлежимся немного , и …на танцы. Помню эти тяжелые фартуки с хлопком, огромные мешки, канары, куда собирали хлопок и ишаков, на которых мы девчонки, пытались взвалить полные канары, чтобы довести до места, где это все взвешивали, распределяли в огромные кучи. Если не было ишаков, мы сами тащили огромные мешки с хлопком. И это все на жаре… Сформированное рабское сознание, это я сейчас понимаю, но тогда участие в сборе хлопка воспринималось как норма».
Оксана Степанова: «РСФСР. Алтайский край. Сельская школа. С 5-го класса все классы в сентябре на один месяц после уроков возили на уборку картошки в поля совхоза. Помню, у меня это были 1983-86 гг. Ничего не платили, это была типа «общественная повинность».
Сергей Иванов: «Средняя школа города Черкесска, год окончания-1987, июнь-прополка, сентябрь или октябрь уборка сахарной свёклы, моркови, картошки, капусты»
Евгений Попов: «У нас, в «приснопамятной» Макеевке, Донецкой области, с испокон века, (по крайней мере в 76 году) и ранее, и позже — практиковалось отправлять школьников СШ №108, в «Колхоз на месяц», пос. Победа, Старобешевского р-на, Донецкой обл., на прополку «всего, что растет»)))… понимаю, что «Меня использовали без Меня»…»