«Священник Дмитрий Сафронов запрещается в священнослужении сроком на три года без права преподания благословения, ношения рясы и священнического креста» — очередной репрессивный указ патриарха Кирилла (Гундяева) появился 23 апреля на сайте Московской городской епархии РПЦ.
Речь идет о клирике храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в центре Москвы, недалеко от Таганки. Этот священник попал в медиапространство совсем недавно, когда отслужил пару панихид на могиле Алексея Навального на Борисовском кладбище. Соответствующие кадры разместило издание «SOTA Vision» — предполагается, что первую панихиду снимала та самая Антонина Фаворская, которую 29 марта Басманный суд арестовал по подозрению в «участии в экстремистском сообществе».
В таком контексте — первая версия, которая приходит в голову: о. Димитрия покарали за симпатии к Навальному и молитву о нем. На панихиде он, в частности, говорил: «Алексей просил нас не сдаваться. Это очень правильные слова не только в физическом смысле, но и в духовном. Потому что, когда я опускаю руки, наступает духовная смерть». Многие СМИ даже перепутали о. Димитрия Сафронова со священником, который отпевал Навального 1 марта в храме «Утоли моя печали» в Марьино. На самом деле отпевание совершил, как рассказывала «Новая», «дежурный» священник храма Андрей Малевич, причем с санкции патриархии. А вот уже панихиду на могиле мученика Алексея патриархия не санкционировала.
Патриарх Кирилл нарушает правила
Но это не единственная из возможных причин запрета 40-летнего священника из храма на Лыщиковой горе. Широкий простор для разного рода предположений тут дает сам текст патриаршего указа, где не проясняются ни причины наказания, ни каноны, на основании которых накладывается прещение.
В Положении о практике запрещения клириков в служении, утвержденном синодом РПЦ в 2014 году, говорится: «При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в соответствующем указе должны быть прописаны: причина прещения, церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники)». Тот факт, что патриарх нарушает эти условия, делает его указ канонически и юридически ничтожным. Но в нынешней жестко авторитарной системе РПЦ едва ли кто осмелится не выполнить даже откровенно волюнтаристский указ, если он спущен с самого верха.
И молодой священник с тремя детьми, послушавшийся Бога более, нежели людей (Деян., 5:29), отправится, согласно такому указу, исполнять обязанности псаломщика в храм преподобного Пимена у метро «Новослободская». По рассказам прихожан, средняя «зарплата» псаломщика в московском храме сегодня составляет 15–20 тысяч рублей в месяц, в большинстве же случаев на клиросе читают обычные прихожане без всякого вознаграждения.
Запрещая о. Димитрия, патриарх нарушил не только патриархийное Положение о практике запрещения клириков в служении. В древнем 25-м Апостольском правиле, на которое патриарх и другие архиереи РПЦ ссылаются, когда наказывают антивоенно настроенных священников, упоминается древний библейский принцип: «Не отмстиши дважды за едино» (соответствует принципу римского права Non bis in idem («Нет двойного [наказания] за одно и то же»); он же содержится в ст. 50 Конституции РФ).