T.me Начальный период становления китайской философии ознаменовался возникновением значительного числа самостоятельных школ и направлений, ведущим из которых традиция называет конфуцианство (китайский вариант ююу узя», дословно — «Школа образованных людей»).
Терминологическое обозначение конфуцианства как «Школа образованных людей» уже само по себе указывает на то, что данная идеологическая система богата наследием многих мыслителей. Конфуцианство представляет собой совокупность учений и доктрин, которые возникли в результате перехода к новой системе мышления, центром которой был уже не мир духов, а человек. Поэтому правомерно говорить, что конфуцианство — это порождение и воплощение всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации1.
В конфуцианстве основное место занимают вопросы этики, морали, нравственной природы человека и приобретенных качеств, поведения в обществе, взаимоотношений с другими людьми. Конфуций разработал целую систему морально-этических догм и норм поведения человека: почитание предков, особенно родителей; человеколюбие и, прежде всего, любовь к родственникам; уважение к старшим и подчинение им; стремление к внутреннему совершенствованию. Краеугольным камнем конфуцианских теоретических построений выступает учение об идеале личности — «благородном муже» (узюнь-гры). Под «благородным мужем» понимается человек, имеющий пять добродетелей (или «благих качеств» -«&>): 1) гуманность (.жэнь); 2) благопристойность (ли); 3) справедливость И; 4) мудрость (чо/си); 5) верность (сии). Названные добродетели есть полноценные культурные категории, а потому их смысл не сводится к тем значениям, которые передаются переводами оригинальных терминов как на русский, так и европейские языки. Что же собой представляют эта «пять добродетелей»?
Сердцевиной морально-этического учения Конфуция является принцип «ЖЭНЬ», включающий в себя понятия «гуманность», «человеколюбие». Он воплощает все лучшие нравственные ценности и нормы поведе-иня человека: милосердие, сдержанность, доброту, сострадание, люоовь к
®одям, правдивость, искренность. „„^гп^пр-
Категория <ш,» определяет обрядовые секции, этшсетно-риту« Уложение, а также принципы взаимоотношений между людьми и новеда-аия каждого отдельного индивида как члена социума, включая детали его
внешнего вида, что совпадает с понятиями «этикет» и «благопристойность».
Категория «и» совмещает в себе значения «долг», «справедливость», «ответственность», «добропорядочность», «правильность», «принцип», т.е. передает способность человека подчинять свои субъективные потребности объективным требованиям и свой внутренний мир — общественному долгу.
Категория «чао» определяет всю умственно-гносеологическую деятельность человека; уровень его ментальных способностей, степень эрудированности и образованности, а также такие качества, как проницательность, умение разбираться в людях, обладание аналитическими способностями. Основным методом получения знаний Конфуций считал обучение, а источником их — древние предания и летописи.
Категория «син» тоже охватывает собой весь спектр соответствующих понятий — от преданности стране, государю, непосредственному начальнику, отцу, до верности собственным убеждениям и данному слову2.
Едва ли не самой характерной чертой конфуцианского мышления и связанных с ним представлений об обществе является иерархичность- В конфуцианской традиции общество и государство всегда отождествлялось с патриархальной семьей, равенство в которой не могло существовать по определению: отец был старше матери, родители — старше сыновей, братья — старше сестер. Не случайно в китайском языке не существует понятие «брат вообще», брат может быть только либо старшим, либо младшим. Представление о том, что общество и государство образуют строго иерхизированную пирамиду, в которой практически не может быть двух индивидуумов, равных по своему социальному статусу, сохраняются на Дальнем Востоке и поныне.
К незнакомым людям молодого возраста китайцы обращаются почтительно — дагэ ~ большой старший брат или дацзэ ~ большая старшая сестра, к людям среднего возраста ~ан~ тетя по материнской линии, шушу -дядя по отцовской линии, к старикам найнай — бабушка со стороны отца и иеие — дедушка со стороны отца. Знакомясь, китайцы не случайно сразу же начинают расспрашивать друг друга о месте работы, должности, возрасте и даже семейном положении. Ответы на все эти вопросы помогают впервые встретавщимся людям определить статус друг друга в пронизЫ-
™ ст!6 °бЩеСТВ0 йерарХИй И’ -^егсгвенно, «как »вы еле-^с^оить взаимнь1е отношения, кго из них является старшим, а кто
Дон^сеСГпГ^?Ра3ТТОСТЬ ШОбого из ™1и «благих качеств» у наро-
Гиарха й лиц его °г
«и влекут за собой изъяны государственного правле-
ния, деградацию нравственности и духовности страны и, как следствие, гибель правящего режима.
Выдвинув и обосновав идеал личности, конфуцианские мыслители оказались перед вопросом о том, являются ли «благие качества» врожденными или благоприобретенными, а шире — перед проблемой природы добра (шанъ) и зла (э) в человеческом существе. Одни из них считают, что изначальная природа человека (сип) либо нейтральна к добру и злу (Конфуций), либо исходно добра (Мэн-цзы), либо содержит в себе зачатки доброго и злого начал (Дун Чжуншу). Но все они сходятся во мнении о возможности искусственного воспитания добра и нейтрализации зла путем воздействия на личность человека внешнего и внутреннего факторов3.
Внешний фактор — это воздействие на человека окружающей его социальной среды, в первую очередь семьи и непосредственно родителей. Неустанное духовное пестование родителями ребенка — самая надежная гарантия его будущих высокой нравственности и общественного преуспеяния. Поэтому воспитание детей есть первоочередный долг родителей. Но и дети имеют собственные обязательства перед отцом и матерью: они должны оказывать им всяческое почтение, включая беспрекословное послушание, заботиться о них в старости и чтить их память посредством жертвоприношений после смерти. По такой же модели — государь есть отец, а подданные — его дета — должны строиться, по мысли конфуцианцев, взаимоотношения по социальной вертикали. Такова кратко суть конфуцианской концепции «сыновней почтительности» (сяо).
Семейное воспитание непременно должно дополняться, а может, и восполняться образованием. При этом первоочередное значение в конфуцианстве придавалось изучению истории* так как именно на материале конкретных исторических прецедентов и их последствий легче всего научить человека распознавать добро и зло, привить ему стремление к добродетелям и внушить ему страх перед пороками. Вот причина столь исключительной популярности в древнем и традиционном Китае аналитической и историографической литературы.
Особое значение в конфуцианстве придавалось художественной словесности, прежде всего поэтическому творчеству. Поэтический текст наделялся способностью и предназначался для поучения верховных властей, исправления изъянов правления, упрочнения социального порядка, распространения конфуцианских этических идеалов, а также для отражения нравов народонаселения страны, моральных качеств конкретного автора и его потенциальных возможностей как члена социума. На первых порах конфуцианские поэтологические воззрения распространялись преимущественно на народное песенное творчество, вызвав к жизни пра^ тиху сбора народных песен, дабы по ним центральная администрация
могла судить о нравах и настроениях подданных и об их реакции на проводимую ею политику. Будучи затем перенесенными на авторскую поэзию, эти воззрения окончательно способствовали превращению стихотворства в нормативное для членов привилегированных высших сословий занятие: в традиционном Китае в государственный экзамен на чиновничий чин входило написание сочинения в форме поэтического (прозопо-этического) произведения. В результате за поэтическим творчеством закрепилось его главенствующее положение в родовой иерархии художественной национальной словесности, А занятия стихотворством стали самым распространенным видом творческой деятельности китайцев — видом, пользующимся наивысшим общественным признанием4.
Существенно, что конфуцианские образовательные идеи не являлись только теоретической декларацией. Китайское общество не относилось к числу стратификационно замкнутых (по типу, например, варновой структуры Индии), и ему была свойственна социальная мобильность, допускавшая переход человека из одного сословия в другое. Обладание соответствующими образованностью и литературными способностями (или даже навыками) действительно делало возможным для выходца из простонародья стать гии и подняться в верхние слои социальной иерархии. Такой путь, судя по жизнеописаниям, прошли многие известные исторические деятели Китая. И если в европейской культуре широкое хождение имел «сюжет о Золушке», то в Китае аналогичное ему место занимал «сюжет о бедном сироте», герой которого — мальчик, оказавшийся по воле судьбы (сирота, сын бедняков или государственного преступника) в крайне неблагоприятной для него жизненной ситуации. Однако он сумел, благодаря исключительно собственным стараниям, получить необходимое образование и впоследствии добиться общественного признания и материального благополучия. Вариант такого сюжета угадывается и в повествованиях о детстве и юности самого Конфуция5.
Под внутренним фактором, определяющим соотношение в человеке И ЗЛ0Г° НОТал’ в конфуцианстве понимается психо-егп Г^Т?6 С°СТОЯНИе ИВДИВЙда ЙЛЙ’ в оригинальной терминологии, 1,ЭМ0ЩШ ~ Хотя К0НФУДианские теоретики строго под-ГсГ~НИ На положительш>1е> с точки зрения их соответствия эти-ГшХгнаппГГ^5 КаК°ВЫМИ СЧИтались дань, радость, печаль /
леш?ЗхРТ Х И от^ицательные — ненависть, алчность, вожде-
вотньш ЧеЛ°ВеКа’ вд>^ ^о низменных, жи-
~е Т0Г0> »«»», по мнению конфуцианцев, да-
в Действительности и, будучи
неподконтрольными разуму, активизируют в нем дурные йа-
104
клонности и побуждения, толкают его на опрометчивые или намеренно дурные поступки. Поэтому, начиная с теоретических построений самого Конфуция, конфуцианством вменялось «благородному мужу» в обязанность умение управлять своим эмоциональным состоянием, В идеале же эмоции подлежали полному подавлению. В дальнейшем в конфуцианстве была разработана целостная система психического воспитания (психогошки), заключающаяся в целенаправленной, интенсивной и систематической «культуризации» человеком собственного внутреннего облика в соответствии с предписаниями, выдвигаемыми морально-этической доктриной и ориентированными на формирование строго определенного типа личности.
Конфуцианские методики духовного самоделания личности требовали от человека предельного напряжения его внутренних сил и определенного мужества, в чем себе отдавали отчет создатели этого учения. Сам Конфуций признавался, что он не в состоянии следовать путеводным основам «благородного мужа», заключавшимся, по его же формулировке, в умении подавлять в себе чувство печали, страха и не под даваться сомнениям. Художественная китайская словесность изобилует сетованиями ее авторов на трудности пути «благородного мужа»6.
В отличие от подавляющего большинства известных древних учений и вероучений, конфуцианство не освящало выдвигаемые им постулаты и предписания авторитетом каких-либо божественных персонажей и не обещало своим последователям достижения сотериологических идеалов. Культ Неба и культ предков в русле конфуцианской традиции практически полностью утратили свое архаико-религиозное содержание, превратившись в этические категории, коррелирующие с натурфилософскими представлениями: небо как олицетворение небесной стихии, социокосми-ческого порядка и мужского начала мира, культ предков как форма почитания памяти усопших. Хотя конфуцианство не было лишено зачатков фаталистических представлений (вера в предопределенность судьбы человека внешними по отношению к нему и к миру людей обстоятельствами), под «волей Неба» в нем понимались в первую очередь все те же естественные космические закономерности. Поэтому идея «воздаяния» как высшей награды или кары за совершаемые человеком благие или дурные поступки здесь отсутствует. Следуя знаменитому высказыванию Учителя. «Не зная, что такое жизнь, можно ли знать смерть?», конфуциансмтсш-™пи самоабстрагировались от рассмотрения ошолого^отериологшескои проблематики. Ими лишь констатировался факт неизбежности смерти и вы Двигалась идея «славного имени», предполагавшая вешость па^ о человеке в случае совершения им достойных такой пашти Д» Идея<<сл^ кого имени» впоследствии вызывала наибольшие иарекашя со сторо^ чиновников-интеллектуалов, справедливо полагавших, что ьлагодарн
10S
память потомков, во-первых, эфемерна и, во-вторых, не способна компенсировать конечность человеческого бытия. Одновременно самому Конфуцию предъявлялись упреки в том, что он заботился лишь о социальной стороне бытия человека, забывая о нем как о личности.
Правомерен вопрос: чем же тогда объясняется авторитет и популярность конфуцианства в Китае? Дело в том, что «кара» за дурные деяния проистекает, по мысли конфуцианцев, из самой природы зла, которой свойственна необратимая тенденция к саморазрушению. Находясь во власти эмоций, следуя дурным побуждениям и совершая порочные поступки, человек неизбежно начинает морально деградировать, и этот процесс деградации постепенно и неуклонно охватывает все его окружение, распространяясь по горизонтали (семья, ближайшее окружение) и вертикали (дети, подчиненные, подданные). В результате рано или поздно, но обязательно наступит момент, когда все обретенное этим человеком — накопленные им материальные ценности, достигнутый им социальный статус, возглавляемая политическая фракция или правящий режим — погибнет, увлекая за собой все новые жертвы и вызывая новые разрушения. Это могло произойти как при жизни ((злодея», так и после его смерти. В первом случае он становился не только свидетелем вызванной им же самим катастрофы, но и ее жертвой, будучи обреченным на насильственную смерть, причем нередко от рук его же бывших соратников или на кончину в полном одиночестве, терзаемый физическими или духовными муками. Тогда как «благородный муж» своими качествами и деяниями создавал как бы «благую ауру» вокруг себя, которая обязательно, в конце концов, приводила к процветанию его семьи, рода и страны.
Следовательно, конфуцианство является сугубо антропоцентрическим по своей сути учением, что тоже полностью отвечало ментальным константам китайской цивилизации.
Итак, конфуцианство унаследовало и закрепило духовный опыт древ-неиших эпох национальной истории и создало на основании предшествовавших ему архаико-религиозных и стихийно-натуралистических представлении стройную и целостную систему социоаксиологических и ан-ПТГеСКИХ Те0рнй*Оно Вело ^тойчивую пропаганду общечелове-о шГо 1ГНЙТарНЬ1Х’ В С0*Ре«й терминологии) ценностей, по-СсТвоТпт1°РТеШМ ЗЛа Ц П°р0Ка> читывало в человеке высокое
^ГГтЗГГ,! °ТЕеТСТВенНоети и повышенной требовательности к
ВНУТРеННеГ° •
мического т,«™ в’ стали периодом стремительного эконо-
Ч0™№ Дальнего Совершенный ими ска-
* » случайно^олучид название
шению к той ° ЭТ°Т термин потребляют по отДО-
к той или иной стране, но поскольку все эти страны относятся К
дальневосточной конфуцианской цивилизации и с давних времен образуют вполне четко выраженное культурное единство, то, пожалуй, правомерно будет говорить о едином «дальневосточном экономическом чуде». Все страны конфуцианской цивилизации — Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Вьетнам — при бесспорных различиях в уровне своего нынешнего развития — объединены тем, что переживают сейчас либо пережили в недавнем прошлом беспрецедентный экономический бум, позволивший им покончить с отсталостью, догнать развитые страны Запада.
Одной из стран, совершивших такой рывок, стал Китай, однако процесс реформ там продолжается, и сейчас мы не можем утверждать, что аграрно-традиционное общество Китая стало городским, индустриальным. Но даже на этом этапе видно, что этот процесс, занявший в Европе века, в Китае уложился в считанные десятилетия.
Неудивительно поэтому, что многие черты конфуцианского мировосприятия в сознании современного китайца переплетаются с новыми, пришедшими с реформами в стране. Китайская индустриализация во многом отличается от западной. Это обусловлено различными факторами, в том числе и тысячелетними конфуцианскими традициями. Безусловно, что стремительное экономическое развитие на протяжении последних десятилетий изменило сознание китайцев, систему ценностей и представлений о мире, однако за время жизни одного поколения не может исчезнуть то, что создавалось веками, тем более что в ходе модернизации страны руководство КНР старалось учитывать особенности традиционного сознания, приспосабливать к нему свою политику.
Процессы модернизации, развернувшиеся в китайском обществе в последние десятилетия, вносят серьезные коррективы в принятую шкалу ценностей. Критерии определения положения той или иной личности в иерархии во многом изменились, но сам принцип жесткой иерархичности общества остался неизменным. Эта иерархичность имеет внешнее, ритуальное проявление в специфических формах речи, жестах, поведении.
Разумеется, влияние иерархичности на жизнь современного китайского общества нельзя оценить однозначно. С одной стороны, именно иерархичность во многом способствует китайскому «экономическому чуду», ибо дисциплинированность рабочей силы, готовность без ропота сносить лишения и без пререканий исполнять приказы стали факторами, которые обеспечивают политическую стабильность и высокую производственную Дисциплину. С другой стороны, излишняя иерархизованность становится со временем серьезной проблемой, поскольку во многом сковывает инициативу и творческое мышление. „.П1ТМГп -ЛхпаНи-
Другой частью конфуцианского наследия, которая не то^ко сохран^
лась В современном К^ае, но и сыграла едва ли не ^Р^З^ в «китайском экономическом чуде», является традиционная трудовая
этика. Конфуцианство всегда высоко ценило напряженный систематический труд, самодисциплину и способность к работе в коллективе. Дело тут, скорее всего, не в самой конфуцианской доктрине, а в том, что Дальний Восток — это цивилизация поливного риса. Рис, особенно поливной, -растение очень специфическое. Возделывание рисового поля не может вестись индивидуально, силами одной крестьянской семьи или даже небольшой группой семей. В отличие от, скажем, пшеничного или ячменного поля, рисовая плантация существует не сама по себе, а как часть сложной гидротехнической машины, состоящей из десятков и сотен небольших полей, разделенных дамбами и соединенных специальными каналами. Вода в эту систему подается из реки по каналу длиной в десятки километров или из водохранилища. Сооружение такой системы и поддержание ее в рабочем состоянии в доиндустриальном обществе требовало соединенных систематических усилий сотен и тысяч человек. Без этих усилий никакое сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке, а значит, и физическое существование его многочисленного населения было бы невозможно8. Отсюда особая роль государства, которое с очень раннего времени взяло на себя функции контроля и руководства экономической жизнью, а также и огромное значение коллектива в жизни индивида, наконец, привычка к организованному, упорному труду.
Выше отмечалось, что конфуцианство воспринимает государство как своего рода большую патриархальную семью. В наше время эти представления не только сохранились, но и оказались перенесены на фирму, на отношения в ней. В большинстве крупных компаний далее ведется целенаправленная пропагандистская работа, направленная на формирование у работников духа единства. По особенному, в соответствии с традиционными представлениями, организовано на предприятиях и в учреждениях продвижение по службе. До недавнего времени определяющую роль при продвижении играл стаж работы: когда освобождалась вакансия, ее почти автоматически занимал тот, кто работал в данной фирме дольше всех. Сейчас это правило все чаще.нарушается, но в целом стаж и поныне остается одним из важнейших факторов, который определяет назначения и перемещения. Таким образом, решаются сразу три задачи: во-первых, достигается столь ценимая китайцами стабильность, ибо любой работник знает, что в свой черед и он, так сказать, «высидит» себе повышение, во-вторых, сохраняется принцип «старость и молодость соблюдают очередность» — один из основных принципов конфуцианской этики, в-третьих,
шаеГГ^ ВНуТренняя гаРм<™ в коллективе, ибо заметно умеиь-П0В0Д0В к взаимных интригам. Вообще характерной МеНШштета стремление к гармонии. Внутри
о™^го С0ВреМеНЯ0Г0 какого общества — семьи и фирмы-
открытого конфликта стремятся избегать всеми силами. В большинстве
случаев, например, неприязнь, существующая на работе между двумя сотрудниками, не найдет выхода в открытой ссоре, а будет скрываться и подавляться. В том же случае, если разногласия привели к открытому столкновению, окружающие склонны считать виновным того, кто придал конфликту открытую форму. По этой же причине в служебных и семейных отношениях китайцев прямые «выяснения отношений встречаются 1файне редко»9.
Восприятие государства как силы органичной и благой, как естественного защитника человека, сохранилось до наших дней. Уважительное отношение к власти, законопослушность остаются и поныне заметными чертами китайского национального характера. До сих пор государство в его отношениях с бизнесом остается старшим партнером.
В еще большей степени традиционные отношения сохранились в китайское семье. Правда, в последние годы молодые люди чаще стали брать на себя инициативу в заключении браков, однако и сейчас в большинстве случаев будущих супругов знакомят друг с другом посредники. В роли последних могут выступать как профессиональные свахи и сваты, так и родители или друзья. На предприятиях решение матримониальных проблем сотрудников, особенно тех, которые уже перешли общепринятый брачный возраст, тоже часто берут на себя их руководители. Это является еще одним проявлением патернализма — начальник берет на себя функции, традиционно принадлежащие отцу. Для китайцев по-прежнему характерны чрезвычайно прочные семейные связи, взаимопомощь, в том числе и материальная, — это обычное явление между родственниками. Традиция предписывает, чтобы родители всегда жили вместе со старшим сыном. В последнее время это правило стало соблюдаться менее строго, но даже при раздельном проживании материальная помощь детей родителям считается чем-то само собой разумеющимся. В условиях конфуцианской страны, в которой уважение к родителям, сыновья почтительность И поныне рассматривается как наиважнейшая добродетель, уверенность людей в спокойной старости очень велика. Ученые Китая считают, что сущность традиций не в прошлом, а в настоящем. По их мнению, традиции существуют внутри способа существования и потому можно считать, что традиция есть способ существования человечества. Традиция непрерывно живет, непрерывно создается и непрерывно преодолевается. 1ра-ДЩионная культура есть
непрекращающийся поток движении от прошлого через настоящее к будущему. Люди живут в этом потоке и не в состоянии покинуть его пределы. Как не существует традиции без культуры, так и невозможно представить культуру без традиции.