Банк России впервые подготовил поправки в положение 375-П, содержащее критерии сомнительных операций, на основании которых приостанавливаются операции и блокируются счета, сообщает Финанз ру.
Первый за 8 лет за пересмотр «антиотмывочного» перечня из более 100 признаков «сомнительности» нацелен на то, чтобы «исключить устаревшие и добавить новые схемы совершения необычных операций с учетом современного развития финансового рынка и общей цифровизации технологий предоставления банковских услуг», объяснил РБК представитель Росфинмониторгинга.
В список оснований для блокировки счета ЦБ предлагает добавить регулярные операции по снятию наличных физлицами, если деньги на счет поступают от юрлица или индивидуального предпринимателя. Такие операции, как считает центробанк, должны быть экономически обоснованы: это может быть, например, перечисление зарплаты, дивидендов, алиментов, пенсий и страховых возмещений.
Также признаком сомнительности будет считаться решение клиента свернуть деятельность при возникновении подозрений у кредитной организации. Если клиент отказывается от разовой операции или просит закрыть счет и выдать деньги после вопросов со стороны банка, это должно считаться признаками сомнительности, следует из документа.
Сомнительными также будут считаться дистанционные операции, которые совершаются с одного устройства (телефон, ноутбук и т.п.) или с одной группы IP-адресов по счетам разных компаний, зарегистрированных в разных странах или принадлежащих разным собственникам, а также по счетам разных физических лиц, которые не являются родственниками. ЦБ еще в апреле 2018 года обязал банки учитывать при оценке риска клиента анализ устройств, с помощью которых клиенты переводят деньги: у каждого устройства есть идентификационный номер, и если номера совпадают у разных клиентов, то банк относит их к клиентам с повышенным уровнем риска.
Кроме того, ЦБ фактически впервые вводит понятие подозрительных сделок в отношении любых операций с виртуальными активами и криптовалютами.
Наконец, отдельным пунктом в перечень сомнительных операций внесены случаи, когда клиент требует от банка проведений операции по исполнительному документу. ЦБ намерен дать банка право отказа, если есть подозрения, что транзакция направлена на отмывание денег или обналичивание. Ранее Росфинмониторинг указывал на всплеск обналичивания с помощью нотариальных подписей, которые имеют статус исполнительных документов. Банки в свою очередь жаловались на рост сомнительных операций с документами КТС.
ЦБ также рекомендует банкам не стоит ориентироваться на формальные обстоятельства, при которых клиент проводит операции — в частности, на связь транзакций с деятельностью компании, исходя из содержания ее учредительных документов.
Одновременно ЦБ исключает пункт, разрешавший блокировать счет за «нестандартные и сложные расчеты». Если транзакции «не соответствуют общепринятой рыночной практике», это повод для повышенного контроля.
ЦБ по-прежнему намерен считать подозрительными частое поступление крупных сумм на счета или существенное увеличение внесения наличных. Вопросы у банков должны вызывать и ситуации, если поступления на счет компании существенно ниже ее трат.