Первый этап массовых убийств, учиненных армянами против турок на территории Османского Халифата, приходится на 1890 г. После русско-турецкой войны 1877-1878-х гг. государства, стремящиеся расчленить Османскую империю, вынесли на повестку дня «армянский вопрос», после чего стали формироваться армянские политические партии и их вооруженные отряды.
После того как в 1885 г. возникла партия «Арменакан», в 1887 г. – партия «Гнчак», а в 1890 г. – «Дашнакцутюн», армянский сепаратизм усилился, армяне при поддержке зарубежных государств и созданных ими на территории Турции миссионерских организаций взяли курс на силовое решение вопроса об «армянской автономии». Несмотря на то, что во всех провинциях Турции армяне составляли меньшинство, во дворце османских султанов они занимали высокие посты и как «преданные поданные» государства пользовались всякими привилегиями. Однако пойдя по пути предательства, армяне, воспользовавшись тем, что Россия их вооружала, стали организовывать мятежи.
По сведениям турецкого историка Эсата Урасына первый армянский мятеж начался 20 апреля 1890 г. в Эрзуруме. Армянские школы и церкви города были превращены в оружейные склады. Армяне, выступив против намерения наместника провести обыск в армянской церкви, подняли мятеж и в это время по поручению партии «Дашнакцутюн» был убит один армянин.
Используя это в качестве повода, основатели созданного армянскими сепаратистами Общества защиты граждан стали подстрекать армян на мятеж. Армяне, которые не присоединялись к мятежу, избивались. Во время столкновений с обеих сторон погибает более 100 человек и 200-300 человек получают ранения. Армяне надеялись, что находящиеся в городе консульства зарубежных государств события в Эрзуруме преподнесут эти столкновения своим правительствам как большую трагедию.
15 июня 1890 г. по призыву партии «Гнчак» армяне стамбульского квартала Кумкапы начали акции протеста. Армянам, начавшим оттуда шествие к дворцу султана, преградили путь солдаты. Во время столкновений погибло два турецких солдата. Организатора столкновений арестовывают и приговаривают к смертной казни, но, несмотря на это султан Абдульгамид милует его.
А в начале 1891 г. султан Абдульгамид амнистирует всех армян, совершивших преступления.
Российский консул в Эрзуруме В. Маевский, анализируя деятельность армянских церквей в Турции в конце XIX в., писал, что религиозная деятельность армянских церквей незначительна, священники, вместо того чтобы проповедовать слово Божье, стремятся разжечь национальную вражду между мусульманами и христианами.
В 1892-1893 гг. при подстрекательстве партии «Гнчак» армянские вооруженные отряды в Мерзифоне, Кайсери, Йозгате и других местах организовали столкновения и учинили террористические акты.
В 1894 г. армянские вооруженные отряды, напав на окрестное село Муша, убивали всех, кто попадался на пути, а затем при попытке захватить Ван, после предпринятых турецкой армией ответных действий, отошли к горам.
В сентябре 1895 г. для привлечения внимания зарубежных государств, подстрекаемые армянскими комитетчиками 3-4 тыс. армян, собравшиеся перед армянской церковью Кумкапы в Стамбуле, предприняли вооруженное нападение на здание османского правительства. Но нападение армян, стреляющих по жандармам и полицейским, было пресечено, и мятежники, разбежавшись, попрятались в церквях.
В сентябре того же года 4000 армян, вооруженные современным оружием, напав на поселок Зейтун, взяли в заложники главу поселка, 50 турецких офицеров и 600 солдат. После того, как солдаты османской армии начали наступление на мятежников, армяне освободили заложников и укрылись в Зейтуне.
В это время консулы шести государств, аккредитованных в Турции, прикрываясь «посреднической» миссией, заступились за армян. В 1895 г. армяне, подстрекаемые армянскими комитетчиками, подняв мятеж в Трабзоне, Гюмюшхане, Байбурте, Эрзуруме, Хынысе, Муше и Битлисе, учинили столкновения, в результате чего погибли тысячи невинных людей.
В июне 1896 г. армянские комитетчики с целью привлечения внимания европейских государств к вопросу «армянской автономии», при участии около 600 армян, вооруженных российским оружием, учинили столкновения в городе Ван. После подавления мятежа , часть бандитов отошла к горам, а другая часть, переодевшись, осталась в городе.
Армянские комитетчики осуществляли террор и против богатых и должностных лиц армянской национальности, которые не желали им платить. Не ограничиваясь этим, 14 августа 1896 г. террористическая группа, оснащенная оружием и бомбой, взорвав ее перед османским банком, взяла в заложники находящихся внутри банка людей и выдвинула перед правительством ряд политических требований. Террористы, являвшиеся членами партии «Дашнакцутюн», заявили правительству, что в случае невыполнения выдвинутых ими требований, они разнесут в пух и в прах здание банка.
Директор османского банка Эдгар Винсент и главный переводчик российского посольства Максимов, прибыв во дворец, встретились с султаном Абдульгамидом II. После долгих переговоров террористы вместе с Максимовым вышли из банка и, сев на иностранный корабль, находящийся в бухте, живыми и здоровыми покинули Турцию.
Однако это событие армянская и проармянская зарубежная пресса преподнесли миру как учиненное турками массовое убийство армян.
Начиная с 1898 г., партия «Дашнакцутюн» перенесла в Сасун центр основной деятельности в Турции. В 1901 г. из-за беспрерывных столкновений, учиненных бандитским отрядом Андраника Озаняна, турецкой армии не удалось навести порядок в этом регионе.
А затем, отряд Андраника, укрываясь в одном монастыре в Муше, продолжил свои бандитские вылазки. В апреле-июне 1904 г. правительственные войска пытались разоружить отряд Андраника, но это не удалось. Главарь бандитов в начале укрывался в Татаване, а затем на острове Ахтамар на озере Ван. Затем Андраник какое-то время прятался в Ване, а оттуда сбежал на Южный Кавказ.
Несмотря на то, что османский султан Султангамид II неоднократно миловал армянских мятежников и проявлял к ним чрезмерное гуманистическое отношение, армяне 21 июля 1905 г. осуществили против него террористический акт. При выходе из мечети армяне взорвали 120-килограммовую бомбу с часовым механизмом, заложенную в фаэтон, в результате несколько человек погибло и было ранено. Султана спасло от неминуемой гибели то, что при выходе из мечети он приостановился на несколько минут, чтобы поговорить. Поражает то, что султан вновь помиловал заговорщиков.
С целью привлечь внимание зарубежных государств и получить для армян в Киликии статус автономии, армяне, в апреле 1909 г., при подстрекательстве армянских политических партий и миссионерских организаций, в городе Адане учинили террористические акты и столкновения.
Во время Первой мировой войны положение Турции, выступающей союзницей Германии, осложнилось, желание России обладать проливами и Стамбулом вновь стало актуальным. Русско-турецкая война стала удобным случаем, которым армяне не преминули воспользоваться, желая создать свое независимое государство на 6 турецких провинциях. Как только началась война, эчмиадзинский католикос Геворг V обратился с письмом к наместнику Кавказа И. Воронцову-Дашкову, в котором говорилось о том, что настала пора решить «армянский вопрос».
Наместник же уверил его, в том, что вопрос этот будет решен, как только позволят обстоятельства
С начала войны при поддержке Армянского национального бюро в Тифлисе были сформированы добровольческие вооруженные дружины из числа членов партии «Дашнакцутюн», проживающих на Кавказе и армян, прибывших из зарубежных стран.
В конце 1914 г. были сформированы четыре дружины, вооруженные Кавказским наместничеством, состоящие из 10 тыс. добровольцев и с благословления эчмиадзинского католикоса, которые перешли в наступление на Турцию в следующих направлениях: 1-ая дружина под командованием Андраника с 23 октября 1914 г. — пройдя через Джульфу по направлению Хой-Башгала-Ван, 2-ая дружина под командованием Дро 24 октября — по направлению Игдыр-Баязид-Беркри-Ван, 3-я дружина под командованием Амазаспа 1 ноября — по направлению Гагызман-Алашкерт-Маназкерт-Битлис, 4-ая дружина под командованием Кери 6 ноября — по направлению Гараджаорен-Кёрпюкёй-Эрзурум — перешли в наступление на Турцию.
Предполагалось, что эти дружины должны были участвовать в боях, подчиняясь генералам русской армии, но зачастую они действовали самовольно. После того, как эти дружины вступили на территорию Турции, к ним присоединились тысячи местных армянских бандитов. Остальные дружины, кроме дружины Андраника, поступили под общее командование Вартана, прослывшего созданием террористических групп в Турции. Помимо этих дружин были сформированы еще две дружины, состоящие из армянских добровольцев.
Одна из них, состоявшая из членов партии «Гнчак», была сформирована под командованием капитана Джанполадяна в Сарыгамыше с разрешения Главнокомандующего Кавказской Армией. А другая была сформирована в Ване под командованием бандита Арама.
По сведениям начальника генерального штаба Кавказской армии генерал-майора Болховитинова начальники дружин плетут интриги друг против друга, зачастую действуют самовольно, на захваченных населенных пунктах учиняют насилие против мирных мусульман, занимаются разбоем и грабежами.
В мае 1915 г. положение османского государства еще больше осложнилось. Русские войска продвинулись вглубь Восточного Анадолу, французы и англичане захватили Чанаггалу, в Зейтуне, Ване и Муше армяне подняли мятеж и учинили резню. Мятеж, учиненный армянами в Ване, создал условия для захвата города русскими войскам.
По всей линии фронта армянские солдаты и офицеры, служившие в османской армии, вместе с оружием перейдя на сторону русских, вступали в российскую армию, армянские дружины также взрывали оружейные склады, мосты и дороги.
Американский историк Стенфорд Дж. Шоу писал: «Российская армия, с помощью армянских добровольцев перешла в наступление в направлении Вана и 14 мая 1915 г. и, захватив город, в течение 2 дней начала массово истреблять местное мусульманское население…
В Ване под защитой русских было создано армянское государство… В середине июля в районе города Ван было сосредоточено 250 тысяч армян.», хотя, в начале войны в провинции Ван армяне составляли 42,3% населения, т.е. 33789 человек.
Для предотвращения удара армян по тылу османской армии турецкое правительство вынуждено было принять решение о переселении армян из районов военных действий вглубь страны. После тщательной подготовки, начиная с 28 мая, в сопровождении охранных отрядов армян стали переселять в провинции Османской империи, находящиеся далеко от районов военных действий.
В 1914-1916-х гг. между Россией, Францией и Англией прошли тайные переговоры о разделении Турции. Согласно тайному соглашению Сайкса-Пико, подписанному в мае 1916 г., предполагалось передать большую часть Восточного Анадолу в состав России. Русское правительство же намеревалось переселить на эти территории донских, кубанских и сибирских казаков и тем самым русифицировать «Турецкую Армению», на которую претендовали армяне.
Вопреки ожиданиям армян, после подписания 8 июня 1916 г. императором Николаем II положения о вновь приобретенных турецких территориях, только в один из 29 округов, созданных на этих территориях, военным начальником был назначен армянин.
Один из лидеров партии «Дашнакцутюн» по поводу этого вопроса писал: «…русские нас обманули и предали. Русские поступили так с тем, чтобы опустошить Армению, а затем переселить туда казаков. Осуществляется всем известный проект князя Лобанова-Ростовского – «Армения без армян»».
Через некоторое время после установления советской власти в России в ноябре 1917 г., солдаты и офицеры российской армии в Восточном Анадолу, самовольно покидая свои позиции, стали возвращаться в Россию, а командование армией взял на себя Южно-Кавказский Комиссариат.
17 декабря 1918 г. в Эрзинджане между командованием кавказским фронтом и турецкой армией подписывается соглашение о прекращении огня. Несмотря на то, что советская Россия приняла «Декрет о мире», 29 декабря 1917 г. за подписью председателя Совета Народных Комиссаров В. Ленина был принят декрет о «Турецкой Армении».
Этим декретом предусматривалась передача под управление армян большой территории в Восточном Анадолу, где проживало более 5 миллионов мусульманского населения и всего несколько сот тысяч армян. В январе 1918 г. правительство советской России разослало инструкцию всем революционным комитетам об оказании помощи армянским организациям: сформировать армянские добровольческие отряды, вооружить их и обеспечить беспрепятственную переброску в «Турецкую Армению».
Командир 2-го эрзурумского крепостного артиллерийского полка, очевидец взятия турецкими войсками Эрзурума 12 марта 1918 г., подполковник Твердохлебов в своих «Очерках» писал, что после того, как большая часть русских солдат дезертировала из армии, в крепости осталось 400 пушек и несколько ответственных за них офицеров.
Начальником эрзурумского гарнизона стал армянин из Болгарии – некто Торком. Твердохлебов пишет, что в январе 1918 г. полковник Торком устроил парад с салютом из пушек. На параде, в присутствии командующего армией генерала Одишелидзе, он произнес речь на армянском языке, где, как потом нам перевели, провозгласил «автономию Армении», а себя — царствующим ее правителем. Командующий армией, узнав об этом, прогнал его из Эрзурума.
Твердохлебов пишет, что одновременно с этими событиями до него дошли слухи о том, что в Эрзинджане армяне с особыми зверствами вырезают мирное население, а затем бегут от наступающих на Эрзинджан турецких войск.
По сведениям русских офицеров было вырезано до 800 человек турок, а из армян пострадал при турецкой самообороне только один человек. Стало также известно, что в селении Илидже, вблизи Эрзурума, тоже вырезаны безоружные мирные жители.
По направлению Южно-Кавказского Комиссариата 18 февраля 1918 г. Андраник прибывает в Эрзурум. Вместе с ним в Эрзурум прибыл заместитель назначенного правительством России комиссара по захваченным турецким территориям Яков Завриев (Акоп Заварян). Твердохлебов пишет, что в тот же день в селении Тапакёй, армяне вырезали поголовно все безоружное мирное население без различия пола и возраста. Прибрав к рукам гражданское и военное управление в Эрзуруме, армяне учинили в городе самый настоящий геноцид.
13 февраля 1918 г. турецкая армия освободила Эрзинджан от армянской оккупации. Командующий первой кавказской армии Казым Карабекир паша, описывая увиденное в Эрзинджане, пишет, что резня в Эрзинджане была ужасающей и русские, которые были там, подтверждают, что турок убивали, сбрасывая в колодцы. Далее Казым Карабекир паша пишет, что 22 февраля турецкие солдаты освобождают Мамахатун, однако, там не осталось ни одной живой души. Село со всех сторон было охвачено пламенем, а все население было убито и сброшено в ямы.
3 марта Турция подписывает с Советской Россией Брест-Литовский договор. Согласно этому договору Советская Россия обязалась не только отойти на рубежи 1914 г. но и возвратить Турции три санджака (провинции Батуми, Ардаган и Карс), которые были отобраны у нее в 1878 г. согласно Берлинскому трактату.
В приложении Брест-Литовского договора в 1-м пункте русско-турецкого договора говорилось, что до введения турецких войск на указанные территории Россия обязалась предотвратить всякие грабежи и преступления, распустит и разоружить армянские нерегулярные вооруженные отряды. Несмотря на то, что 7 марта правительство Южного Кавказа выразило свой протест в связи с подписанием Брест-Литовского договора, оно, убедившись в том, что армянские вооруженные силы, занявшие место русской армии, не устоят перед турецкой армией, 10 апреля, наконец, заявило о признании этого договора.
Однако, армянские вооруженные отряды, не подчиняющиеся никакому командованию, отступая перед турецкой армией, сжигали города и села, поголовно уничтожая мусульман невиданными прежде в истории зверскими способами. Казым Карабекир паша так описывает армянские зверства, увиденные им в Аладжакёйе:
«Трупы были в таком состоянии, что можно было лишиться рассудка. Все дети были заколоты штыками, пожилые и женщины были заперты в сарае и сожжены, молодые же были расчленены топорами, на гвозди были повешены печени и сердца».
Американские исследователи Джастин и Каролин Маккартни писали, что, войдя в Арзинджан, османские солдаты стали свидетелями того, как полностью были разрушены более 1000 общественных и культурных памятников, сотни убитых турок лежали на улицах, плотины были заполнены трупами.
Населенный пункт Терджан был полностью разрушен динамитом, а в Эрзуруме было убито 8000 турок.
Армянские бандитские отряды на большой территории от Эрзинджана до Карса полностью разрушили мусульманские села, а над их населением учинили геноцид. 15 апреля мусульманские фракции Закавказского Сейма обсудили вопрос относительно событий, произошедших в Карсской области.
В протоколе говорится: «Как передают греки-беженцы, отступающие перед наступающими турецкими войсками, армянские воинские части и вооруженные беженцы на своем пути буквально сметают мусульманские селения, предавая все огню, мечу и неописуемому ужасу дикого разгула.
Женщин раздевали догола, расставляя по краям больших дорог, откуда должны проходить «победоносные, армянские войска с трофеями в виде грудных младенцев, надетых на штыки». Нужно иметь нечеловеческие нервы, говорили греки, чтобы видеть и перенести этот ад мучений, оглушающих душу раздирающими криками обезумевших женщин и детей и воплями беспомощных стариков.
При самых трагических условиях погиб комиссар Мурад бек Хан-Мурзаев и немалоизвестный в Карсской области Шамиль Ага (в сел. Чамурлы), который сначала собственноручно убил свою жену и детей и только после этого сдался в руки беспощадного врага.
Не поддающемуся описанию разгрому подвергнуты были (по приблизительному подсчету) 82 селения (хотя действительная цифра — гораздо больше). Цветущая Карсская область, в результате зверской свирепости капитана Мовсесяна и отряда генерала Арешева, теперь не без сожаления вспоминает недавние ужасы начала 1915 года.
Ныне вся Карсская область представляет собой гигантское кладбище, где каждый камень может свидетельствовать о жестоких актах зверства, цинизма, дикости и пошлости армян, по-видимому, раз и навсегда потерявших человеческий облик».
25 апреля турецкая армия под командованием Казым Карабекир паши освободила город Карс от армянской оккупации. Карабекир паша пишет, что 26 мая, пройдясь по Карсу, они стали свидетелями того, как все вокруг горело, как армяне на карсской железнодорожной станции, истязая, убили около 100 турецких пленных и как недалеко от Карсской крепости, в небольшом водоеме обнаружили трупы около 50 мусульман.
Согласно условиям Мудросского перемирия (30 октября 1918 г.), заключенного в результате поражения Турции в Первой мировой войне, турецкая армия в Восточном Анадолу должна была отступить на рубежи 1914 г., а регион переходил под контроль англичан. Однако армяне намеревались силой оружия захватить эти территории. Чтобы предотвратить это, 5 ноября 1918 г. был сформирован Карсский Мусульманский Совет.
А затем создается правительство Карсского Национального Мусульманского Совета, охватывающего территории от Батума до Нахчывана. 18 января 1919 г. создается Юго-Западное Кавказское правительство. 25 марта 1919 г. Юго-Западное Кавказское правительство объявляет о своей независимости и провозглашает себя Юго-Западной Кавказской Демократической Республикой или Юго-Западной Кавказской Республикой. 12 апреля англичане, исполнив пожелание армянского правительства, ликвидировав Юго-Западную Кавказскую Республику, передали власть армянам. После этого в 12-ти регионах Карсской области местные отряды самообороны оказывают сопротивление наступлению армянской армии.
Однако местные отряды самообороны не смогли устоять перед регулярной армянской армией.
Согласно сведениям Карсского Национального Мусульманского Совета, до августа 1919 г. 70 сел вокруг Карса, 50 сел вокруг Кагызмана, 30 сел участка Кёла были полностью разрушены, десятки тысяч человек были убиты и ранены.
Армяне, после того, как в мае-сентябре 1919 г. полностью разрушили Шорагельский участок, в январе-феврале 1920 г., подвергнув артиллерийскому обстрелу села участков Агбаба, Чылдыр и Заршад, подвергли население геноциду, а села разграбили.
До апреля 1920 г. армяне разрушили и разграбили 32 села Сарыкамыша, а затем стали заселять их армянами. Только в селе Катранлы армяне, собрав в три больших дома 800 человек, сожгли их живьем. Армянские бандиты в селах Лавустан, Топдаш и Келбикор участка Кёла собрав в дома 800 человек, сожгли их живьем. Из этих трех сел только четверо, сбежав, сумели сохранить свою жизнь. В том же году армяне, напав на 15 сел участка Бардыз, убили 912 человек, сожгли 150 домов, угнали скот жителей сел.
Массовые убийства, учиненные армянами против мусульманского населения Карсской области, продолжались вплоть до освобождения региона турецкой армией в октябре 1920 г.
Во всех населенных пунктах Восточного Анадолу сохранились следы армянского вандализма и зверств. Во многих местах имеются массовые захоронения мусульман. Многие из этих захоронений, смешавшись с землей, исчезли, а другая часть была предана забвению.
До сегодняшнего дня в различных местах Восточного Анадолу с участием иностранных специалистов были обнаружены десятки массовых захоронений. 1 марта 1986 г. в Игдыре — в селе Оба, в июле 1986 г. — в Эрзуруме в селе Аладжа и в Ване, в районе Эрчиш в сарае Чавушоглу, 7 октября 1988 г. — в Эрзуруме, в селе Йешиляйла, 3-4 апреля 1990 г. — в Ване, в селе Зайза, 20 июня 1991 г. — в Карсе, в селе Субатан, 7 июля 1993 г. — в Эрзуруме, в селе Тымар, 6-7 октября 1999 г. — в Игдыре, в селе Хакмехмет, в сентябре 2002 г. — в Карсе, в селе Дараджик, 27 мая 2003 г. — в Игдыре, в селе Гадикли посредством организации научных собраний, при участии исследователей, представителей местной и зарубежной прессы, живых свидетелей из местных жителей, были обнаружены массовые захоронения.
Только в Эрзуруме, Ване, Карсе и Игдыре насчитывается 185 мест массовых захоронений, которые известны, но все еще не вскрыты. Эти захоронения наглядно показывают истинное лицо армян, которые представляют себя миру в качестве «культурного» и «многострадального» народа.