Блогосфера о свержении автократического режима Шейх Хасины в Бангладеш
T.me Массовые протесты в Бангладеш переросли в смену власти: армия объявила ультиматум премьер-министру Шейх Хасине, она ушла в отставку и покинула страну. Однако согласно поступающим сообщениям, страну захлестнула волна погромов, громят собственность, принадлежавшую правящему клану. Могут пострадать и интересы РФ: премьер Бангладеш подала заявку в БРИКС, теперь судьба заявки неясна.
Телеграм-канал “Astra“:
“Премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина подала в отставку и покинула страну на фоне массовых протестов
Протестующие ворвались в ее резиденцию.
Об этом сообщает BBC.
Начальник армии Бангладеш Уокер-уз-Заман выступил с обращением к нации после встречи с политическими лидерами. Он заявил, что будет сформировано временное правительство.
Как отмечает “Медуза”, масштабные протесты в Бангладеш продолжаются с начала июля. Демонстранты требуют изменить систему квот, при которой 30% рабочих мест в госсекторе зарезервированы за родственниками ветеранов войны за независимость от Пакистана 1971 года. По данным агентства France 24, в результате столкновений протестующих с силовиками и сторонниками властей погибли не меньше 300 человек. Около 100 человек погибли в воскресенье, 4 августа”.
Телеграм-канал “Ваш покорный слуга QR-Кот“:
“Одной девушке полвека назад повезло учиться за границей: именно поэтому она уцелела, а вся ее семья — семья первого нацлидера и борца за независимость — была расстреляна путчистами. Девушка стала оппозиционным политиком. Вернулась в страну. Стала премьер-министром. Установила культ личности своего отца (это как раз он у нее на значке).
И сделалась несменяемой правительницей, установившей авторитарный режим. Ровно до сегодняшнего дня. Когда ей было заявлено: армия либо переходит на сторону восставших, либо премьерка покидает пост и страну. (Заметим: за 50 лет все-таки произошло некоторое смягчение нравов, хотя Пинкер тут не при делах.)
Это пока что все, что понятно о событиях в Бангладеш и г-же Шейх Хасине. А вообще, любопытно, что Бангладеш — продукт постдеколонизации, что освобожденный от британского колониализма Пакистан стал в свое время еще более жестоким колонизатором для Бангладеш. Но это — довольно долгая история…”
“А в принципе, это, конечно, сюжет для Рушди: четверть века за премьерский пост воюют две недобрые женщины. Одна — дочь убитого нацлидера. Другая — вдова еще одного убитого нацлидера (и оба — Рахманы, но не братья). И одна засаживает вторую под домашний арест. А потом происходит революция, одна — бежит из страны, вторую — выпускают. Но — время, возраст… Эпоха эпической битвы, которую, впрочем, довольно смутно видели в остальном мире, закончилась”.
“Всё было. И культ победы. И забота о ветеранах и их потомках. И рассказы про особый путь, традиционные ценности, национальную идентичность.
Но что-то пошло не так.
Теперь в Бангладеш сносят памятники Муджибуру Рахману, основателю государства и отцу сбежавшей премьерши”.
“События в Бангладеш говорят нам также о том, что апелляция к воевавшим дедам, как безотказный и бессменный способ легитимации правящих отцов (и матерей), от чрезмерного и беззастенчивого употребления может не просто не сработать в критический момент, но даже, напротив, сработать в минус, вызвав вместо чаемых почтения и почитания нежданные раздражение и гнев”.
“Попал в историю. Да так, что сегодня благодарные соотечественники его оттуда выковыривают.
Хотя сам по себе, похоже, подобного обращения не заслужил.
Тут, скорее, народная “любовь” к дочке переносится на всю семью”.
“Муджибур побыл руководителем страны недолго, правил всего три года после обретения независимости. На фоне голода и беспорядков смог сконцентрировать в своих руках власть в стране: парламентскую республику сменил на президентскую, себя назначил президентом, и ввел однопартийную систему во главе с блоком, в который вошли преимущественно борцы за независимость. Но в том же 1975 году вместе с многочисленными членами семьи был убит заговорщиками из числа военных. Погибли его жена, сыновья, внуки, племянники, многие члены правительства. В живых остались две дочери, находившиеся за рубежом. Одна из них — Шейх Хасина — впоследствии пришла к власти во главе партии своего отца и казнила виновников гибели своей семьи. И правила страной в должности премьер-министра (убийцами отца была восстановлена парламентская форма правления) с 1996 по 2001 и с 2009 по сегодняшний день. На момент свержения Шейх Хасине было 76 лет.
Несколько месяцев назад суд попытался восстановить квоты для детей борцов за независимость — того класса, который правил страной все годы. Это вызвало студенческие протесты. Хасина пошла на уступки, ситуация нормализовалась, включили интернет. Но начались репрессии в отношении активистов, и беспорядки вспыхнули вновь. Но на сторону протестующих перешло армейское руководство, которое выдвинуло премьеру ультиматум покинуть страну за 45 минут”.
“Революционные массы первым делом бегут грабить и сносить памятники. А юркие представители второго эшелона предыдущей системы управления в этот момент уже распределяют посты в новом правительстве. И в некотором смысле даже поощряют революционные массы на все творимые ими бесчинства, так как пока одни бузят на площадях, другие устанавливают новые правила на следующие несколько десятков лет. Вопрос о власти, как учил товарищ Ленин — он важнейший. Памятники можно снести и потом, а вот власть — это всегда вопрос первых часов после революции”.
“Это же как нужно руководить своей страной, чтобы завершать политическую карьеру в качестве изгнанника в бывшей метрополии?
Премьер Бангладеш (уже бывшая) бежала в Индию, но индийцы, судя по всему, тут же дали ей понять, что не видят у нее ни единого шанса вернуться обратно, а потому настоятельно порекомендовали лететь дальше, так как им еще предстоит налаживать отношения с новыми властями страны, а имея на территории человека, которого сгоряча выпустили, но скорее всего, будут требовать выдачи для суда над ней, сделать это будет не так уж и просто.
Поэтому гуманитарную помощь в виде приема индийские власти оказали, а далее — как-нибудь без них”.
Телеграм-канал “Политрук 2.0“:
“Видишь династию — дави династию”. Правило неотменимое. Видишь — дави”.
“А вы тоже думаете, что из резиденции в Геленджике скрепоносцы точно так же будут выносить золотые унитазы?
Жители Бангладеш выносят вещи, найденные в резиденции ушедшей в отставку премьер-министра страны Шейх Хасины.
Когда народ доведен до крайности, события развиваются по Ленину. Экспроприация экспроприаторов и всякая такая жесть”.
“Дмитрий Сергеевич, вопрос от “Интерфакс”, Владимир Владимирович следит за ситуацией в Бангладеш? Каковы его впечатления? — Вы хотите узнать, не обо***лся ли он, проецируя это все на Россию? Нет. Даже каплей не цвиркнул. Он верит в мудрость российского народа”.
“Путинские друзья из его оси зла понесли первую потерю”.
Телеграм-канал “Малюта Скуратов“:
“Между прочим, снесённая протестами и ударившаяся в бега 76-летняя премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина удерживалась на вершине власти в общей сложности 20,5 лет (у неё было два премьерства с перерывом в 8 лет на оппозиционную деятельность). И вообще, крутая бабуля, чья политбиография ещё как брутальна: от участия в студенческих волнениях в молодости до ареста, эмиграции и покушения. А ещё она дочь первого президента Бангладеш.
20,5 лет…Но когда протестующие захватили резиденцию премьер-министра и потомственного бангладешского правителя, то никаких золотых батонов и геленджиков почему-то не обнаружилось. Все довольно скромно и похоже на просторный гостиничный номер средней руки. Бывает же.
Да и заборчик хилый — разве за таким положено жить на третьем десятке у власти.
При этом свергнутый режим упрекали и в растущей авторитарности, и в зажиме оппозиции. К прозрачности выборов тоже были большие вопросы.
Кстати, Бангладеш меньше России в сто с чем-то раз, зато по населению в лидерах уже они — 175 млн человек”.
Телеграм-канал “The Insider“:
“Участники беспорядков в Бангладеш подожгли пятизвездочный отель Zabeer International Hotel в городе Джессор. В пожаре погибли как минимум 18 человек, более 50 пострадали.
Как пишет местное новостное агентство UNB, отель принадлежит члену парламента от правящей партии “Авами Лиг” Шахину Чакладару. Протестующие также подожгли дом и офис политика.
Накануне лидер “Авами Лиг” Шейх Хасина, правившая Бангладеш на протяжении 15 лет, подала в отставку с поста премьер-министра и бежала в Индию”.
“Средний возраст в Бангладеш — 25 лет, подушевой ВВП $2,5 тыс., и ценность человеческой жизни очень низка. Соответственно, толпы нищей молодёжи, но у которой уже есть Интернет, могут без страха бежать на пулемёты.
Но и этого мало. Надо, чтобы на сторону протестующих перешли силовики (или хотя бы стали нейтральными), плюс поддержка части элит (удачные “цветные революции” говорят, что хотя бы 1/3 элит должна изменить власти).
Но и смена одного автократора в таких странах приводит к взятию власти другим автократором, который прореживает грибницы прежних начальников и даёт шанс самому активному 1% населению быстро промчаться в социальном лифте и занять их места.
А простолюдины всё равно пойдут на следующий день трудиться на швейные фабрики, как в Бангладеш. Может, в благодарность им разблокируют глобальные соцсети и какое-то время поменьше будут пытать в полиции”.
Телеграм-канал “Китайская угроза“:
“Си Цзиньпин встречался с премьер-министром Бангладеш Хасиной 10 июля. Планов было море”.
Телеграм-канал “Мастер пера“:
“Призыв протоиерея Андрея Ткачева к женщинам заниматься семьей и не лезть в политику сработал не совсем так, как ожидалось. Вскоре после проповеди священника РПЦ в отставку ушла премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина, на которую завязаны серьезные проекты российских госкомпаний.
При этом вице-президент США и кандидат в нацлидеры Камала Харрис даже и не подумала никуда уходить и продолжает гнуть свою линию на активное участие женщин в большой политике. Между тем, на этом фоне под вопросом еще и судьба спикера ГД Вячеслава Володина, которому прочат трансфер, но не тот большой, который так долго в прежние годы обсуждался общественностью, а поменьше и поскромней. В общем, как сказал бы музыкант Шнуров, в Москве звонят колокола, но по ком и зачем, пока неясно”.
Телеграм-канал “Bikbov.guru“:
“Пишут, что из-за военного переворота в Бангладеш могут отвалиться совместные с Россией проекты. Но есть еще один, но геополитический. Год назад Бангладеш подал официально заявку на членство в БРИКС. Ее подала (теперь уже бывшая и бежавшая из страны) премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина. И принимать Бангладеш в члены БРИКС по этой заявке собирались в Казани на саммите БРИКС в октябре. Теперь судьба этой заявки туманна, не исключено, что в случае узурпации власти в стране прозападными силами ее могут отозвать”.
Телеграм-канал “Brief“:
“Что Россия может потерять в связи с уходом премьер-министра Бангладеш Шейх Хасины:
— Договор с “Росатомом” на строительство АЭС “Руппур” стоимостью, согласно данным Bloomberg, 12,65 млрд долларов.
— Экспорт пшеницы. В 2023 году его объем достиг рекордных 2,7 млн тонн.
— Второго по важности торгового партнера в Южной Азии. Так, по итогам 2023 года товарооборот России и Бангладеш вырос на 16,5 процента и достиг уровня в 2,7 миллиарда долларов.
— Работы Газпрома на шельфе”.