T.me Выдвинув свой эпический бандитский ультиматум, Москва нагнетает напряжение с каждым днем: группировка у украинских границ становится все внушительнее, Шойгу заявляет, что американцы с целью провокации завезли в Донбасс опасные химикаты, а Путин и российский МИД (устами Рябкова, Грушко и Гаврилова) угрожают Западу «военным ответом», «адекватными военно-техническими мерами» в случае отказа выполнить российские требования.
Мало того, что эти требования заведомо неприемлемы, а переговорный процесс Москва сознательно заблокировала, нарушив все правила дипломатического взаимодействия, — «долгосрочные юридически обязывающие гарантии», которых добивается Путин, сам он заранее объявил ничтожными. «Ну мы-то с вами их хорошо знаем: и этому нельзя верить, никаким юридическим гарантиям, потому что Соединенные Штаты легко выходят из всех международных договоров, которые им по той или иной причине становятся неинтересны», — заявил он во вторник на коллегии Минобороны.
В довершение надругательства над любыми международными договоренностями Рябков заявил, что все гарантии безопасности, предоставленные Украине по Будапештскому меморандуму 1994 года, «обеспечены и соблюдены».
В ситуации зашкаливающего кремлевского хамства и шантажа любые контакты по поводу «гарантий безопасности» выглядят как уступка Москве. Пока речь идет о российско-американских телефонных переговорах на уровне президентских помощников. Юрий Ушаков в понедельник вновь созвонился с американским коллегой Джейком Салливаном. Американская сторона подтвердила готовность к дипломатическим контактам, в том числе двусторонним. При этом подчеркивается, что любой диалог «будет тесно координироваться с европейскими союзниками и партнерами». Вашингтон повторяет: право суверенных государств выбирать партнеров и союзников — ключевой принцип европейской безопасности, «отношения НАТО с Украиной касаются только Украины и 30 членов альянса». Столь же твердо высказалась министр обороны Германии Кристина Ламбрехт во время визита в Литву (первая страна, которую она посетила в новой должности): Россия не может диктовать Альянсу его политику. Нейтральные страны Европы тоже не приемлют никаких «российских сфер влияния» на континенте и запретов на членство в НАТО. «Мы не собираемся вступать в НАТО ни сейчас, ни позже, но это сугубо шведское решение, которое больше никого не касается», — заявил министр обороны Швеции Петер Хультквист.
По мнению бывшего американского дипломата Дэниела Фрида, американская администрация после небольших колебаний выработала консолидированный курс: «честная дипломатия, военная помощь Украине и варианты санкций — при солидарности Запада». По информации Фрида, не последнюю роль сыграла позиция стран «бухарестской девятки» (Байден встречался с их лидерами на прошлой неделе).
Чего на самом деле добивается Путин, до предела повышая градус конфронтации? Для большинства независимых комментаторов новые агрессивные авантюры Кремля неотделимы от проблемы престолонаследия и «транзита» власти и собственности.