5 июня стартовал Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — когда-то одно из главных событий в календарях российской политики и экономики. ПМЭФ — это важнейший экономический форум страны. Каждый год с программной речью о будущем российской экономики и положении России в мире на нем выступает президент Владимир Путин.
Кремль годами пытался превратить ПМЭФ в мероприятие, которое составит конкуренцию зарубежным площадкам, например, ежегодному форуму в швейцарском Давосе — в первую очередь за счет представительного иностранного участия. Например, в 2013 году почетными гостями ПМЭФ были канцлер Ангела Меркель и премьер Нидерландов Марк Рютте. А в 2018 году, уже после аннексии Крыма, в Петербург на форум приехали президент Франции Эммануэль Макрон и премьер Японии Синдзо Абэ. На сессиях форума регулярно выступали главы крупнейших мировых компаний — Coca-Cola, ExxonMobil, Total и Siemens и других.
Если судить о форуме по новостям российских СМИ, то вторжение в Украину как будто ничего не изменило. В среду российские медиа подробно отчитались, что на ПМЭФ приедут более 17 тысяч человек. С утра в государственных информагентствах появляются новости о том, что на форуме представили «человекоподобного робота», подписали то или иное соглашение, обсудили технологические проекты и развитие БРИКС (и даже показали фамильное древо Владимира Путина).
Но дьявол кроется в деталях. В обширной программе форума почти нет бизнесменов из западных стран. Европа будет представлена президентом Республики Сербской Милорадом Додиком и главой МИД Венгрии Петером Сийярто. Главными гостями ПМЭФ, по оценке РБК, в этом году станут президент Боливии Луис Арсе и президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва. Большой интригой было участие в форуме представителей «Талибана» — группировки, которая полностью захватила власть в Афганистане в 2021 году (и признана в России террористической). В итоге делегация талибов на форум все-таки приедет.
Судя по программе, большого энтузиазма, в отличие от прошлых лет, форум не вызывает даже у крупного российского бизнеса. Из первой двадцатки самых богатых россиян (по версии Forbes) на сессиях форума должны выступить только трое — бывший гендиректор «ФосАгро» Андрей Гурьев, глава «Северстали» Алексей Мордашов и основательница маркетплейса WildBerries Татьяна Бакальчук. Зато, как заметил канал Faridaily, впервые на сессиях выступят сразу обе дочери Владимира Путина — член президиума «Российской ассоциации содействия науке» Мария Воронцова (старшая дочь президента) и гендиректор «Иннопрактики» Катерина Тихонова (младшая дочь).
Многое о современном курсе России и ее отношениях с миром могут сказать и названия самих сессий. Например, 6 июня на ПМЭФ пройдёт деловой завтрак, участники которого обсудят «курс на нравственную безопасность». Его участники планируют обсудить, «на какие традиционные ценности опирается суверенитет России». А 7 июня состоится сессия с названием «Семейные ценности и традиции как фундамент устойчивого развития».
При этом войну — казалось бы, главный фактор, оказывающий влияние на деловой климат в России — на форуме обсуждать, как будто не собираются. В программе вторжение в Украину упоминается разве что в должности Анны Цивилевой (еще одной родственницы Путина, как утверждают журналисты занесенного в реестр «иноагентов» «Проекта»). Она возглавляет фонд поддержки участников СВО (так власти России называют войну) «Защитники Отечества».
«Газпром находится в тупике, и они это прекрасно понимают»
О том, что реально сейчас происходит с российскими компаниями, на ПМЭФе не говорят — зато унать об этом можно благодаря работе журналистов. У коллектива авторов Financial Times сегодня вышел текст о том, как война повлияла на состояние одной из главных российских компаний — «Газпрома».
В начале мая «Газпром» отчитался о первом за 25 лет годовом убытке в 629 млрд рублей. Теперь же в руки журналистов попал отчет о влиянии санкций, который заказало само же руководство «Газпрома».
В документе говорится, что восстановить объемы продаж газа, потерянные из-за полномасштабного вторжения в Украину, «Газпром» не сможет в следующие 10 лет. К 2035 году экспорт в лучшем случае составит только треть от довоенного уровня (50-75 млрд кубометров в год). Авторы отчета прогнозируют, что доля «Газпрома» на мировом рынке продолжит сокращаться.
Одна из главных проблем, с которой газовая компания столкнулась из-за санкций, — это нехватка турбин, которые нужны для поставок газа по трубопроводам. С оборудованием, которое нужно для производства сжиженного газа, у компании тоже большие проблемы. Справиться с потерей европейского рынка тоже пока не удается — в Китае, который российские власти часто публично называют новым главным рынком российских компаний, готовы платить за газ сильно меньше (несколько дней назад FT писала, что Китай хочет покупать газ за цену, которая почти равна внутрироссийской; это было темой разговора Путина с главой КНР Си Цзиньпином во время его недавнего визита в Китай).
Картину, которая описана в документе, эксперты FT назвали «мрачной». «„Газпром“ находится в тупике, и они это прекрасно понимают», — сказала газете сотрудница вашингтонского Института мировой экономики Петерсона Элина Рыбакова, изучившая отчет.
Логика войны: «Тинькофф» избавляется от наследия основателя
И еще одна новость, которая бросается в глаза в день открытия ПМЭФ и тоже многое говорит о деловом климате современной России. Банк «Тинькофф» сегодня объявил о смене названия на Т-Банк. В компании назвали это «логичным шагом для сотрудников и клиентов».
Этим «логичным шагом» руководство банка отказывается от наследия его создателя — бизнесмена Олега Тинькова (еще недавно он лично представлял свой банк на таких площадках, как ПМЭФ). Чем вызван такой ребрендинг на самом деле? Причина проста: после начала войны в Украине Тиньков стал одним из немногих российских миллиардеров, кто публично осудил действия президента страны Владимира Путина (хотя когда-то эпатажно демонстрировал лояльность Путину и предлагал «помазать его на царство»).
В апреле 2022 года Тиньков продал свою долю в TCS Group (материнской компании банка) структурам миллиардера Владимира Потанина. Он сказал, что сделал это под давлением российских властей и от продажи получил «копейки» по сравнению с реальной стоимостью одного из крупнейших частных банков страны. «Это состояние заложника — ты берешь то, что тебе предлагают, без переговоров», — так Тиньков комментировал ту сделку.
История Тинькова хорошо показывает настоящие правила ведения большого бизнеса в России. Главное из них — лояльность курсу нынешней власти. В каком-то смысле в своем недавнем посте этот принцип сформулировал сам Тиньков. «Ну что российские олигархи и бизнесмены, я думал вы право имеете, а вы твари дрожащие, — написал он (орфография сохранена). — И нахер вам рублей стока непонятно, деньги это же свободы, а вы живете в мракобесии и врете себе»