Инфляция в России ускоряется не первый месяц подряд, а по итогам сентября побила пятилетний рекорд — с такой скоростью цены не росли с 2016 года. По некоторым группам товаров рост особенно стремительный — в лидерах овощи, мясо и автомобили. Почему это происходит и чего ждать дальше?
В среду Росстат отчитался о потребительской инфляции по итогам сентября. Оказалось, что в годовом выражении — то есть за период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 — цены выросли на 7,4%. Это рекорд за пять лет — в последние годы инфляция была выше только в январе 2016 года. Тогда этот показатель составил 9,7%.
За последние годы россияне отвыкли от высокой инфляции — после астрономических 15-16% в 2015 году она постоянно снижалась, пока не достигла исторического минимума в 2,5% в конце 2017 года.
Но коронавирусный 2020 год спутал карты, цены начали расти, и официальный уровень инфляции по итогам года составил 4,9%.
Хотя официальная инфляция в сентябре 2020-го была 7,4%, россиянам кажется, что цены выросли сильнее — на 15-17%, отмечает директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов, ссылаясь на данные опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ).
Переоценивать темпы роста цен свойственно не только россиянам, но и гражданам развитых стран, отмечает эксперт. Дело в особенностях восприятия. Люди обращают больше внимания на стоимость товаров, которые покупают чаще всего, и подмечают большие скачки цен. Если цены не меняются, мы этого не замечаем.
Рекордная инфляция не только в России, но и во многих других странах, подчеркивают экономисты. У этого есть несколько причин.
В мировой экономике стало больше денег
На фоне коронавируса почти все страны смягчили денежно-кредитную политику, объясняет профессор финансов Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов.
То есть власти стали более охотно, чем раньше, накачивать экономику деньгами — например, в виде прямых выплат населению или дешевых кредитов. Как следствие — спрос вырос, а производство за ним не успевает.
В России подстегнуть инфляцию помогли выплаты семьям с детьми, объявленные президентом Владимиром Путиным. Последний чек на 10 тысяч рублей они получили как раз в августе этого года. Часть средств, судя по всему, пошла не на подготовку детей к 1 сентября (выплату анонсировали именно как школьную), а на покупку продуктов, считает главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
Эти выплаты добавили к инфляции 0,2-0,3 процентных пункта, полагает Салихов из ВШЭ. То есть без них рост цен в сентябре был бы не 7,4%, а 7,1-7,2%.
Рубль дешевел
Инфляция растет во многих странах, где валюты в 2021 году подешевели по отношению к доллару и евро, продолжает Надоршин. Это и страны СНГ, Турция, и Латинская Америка — и, конечно, Россия. Чем слабее национальная валюта, тем дороже экспорт — например, автомобилей.
В начале 2021 года рубль действительно дешевел по отношению к доллару — до почти 78 рублей в апреле (пока это максимум за год). Но затем начал расти, а на фоне газовых проблем в Европе и вовсе укрепился до 71,8 рубля за доллар. Так хорошо рубль не чувствовал себя с июня 2021 года.
Что дорожает сильнее всего?
Больше всего дорожают продукты. Сейчас инфляция в целом — 7,4%, а на продовольственные товары — 9,21%. Это странно, потому что обычно осенью продукты и в первую очередь овощи по понятным причинам дешевеют. Но в 2021 году что-то пошло не так.
Во-первых, продукты стали дорожать во всем мире. Это показывает индекс Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). С сентября 2020 года он вырос на 27%.
Причин несколько, многие из них не связаны между собой. Тут и очевидные вещи вроде трудностей с экспортом из-за ковидных ограничений, и экзотические — например, цена пальмового масла стала рекордной за 10 лет из-за того, что в Малайзию может приехать недостаточно мигрантов для его производства.
Во-вторых, в России не задался урожай.
«Была поздняя весна, местами заливало, потом было местами слишком жарко в значительной части России», — напоминает исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов, который много лет изучает аграрные рынки.
В августе 2021 года собрали на 10% меньше, чем в 2020 году, говорит Надоршин из «ПФ Капитал». И это при том, что в прошлом году показатели тоже были далеко не эталонными — иначе Путину не пришлось бы прошлой зимой говорить о ценах на «борщевой набор», рассуждает экономист.
Почти треть инфляции в сентябре обеспечил именно рост цен на фрукты и овощи, пишут в своей записке для инвесторов аналитики Райффайзенбанка.
Из товаров, цены на которые отслеживает Росстат, больше всего за год подорожала капуста (на 81%) и картофель (почти на 60%). И морковь (плюс 35%), цены на которую Путину пришлось обсуждать во время ежегодной «прямой линии». На 20-30% за год выросли цены на помидоры, огурцы, лук.
Зато, отмечают аналитики Райффайзенбанка, цены на непродовольственные товары растут чуть медленнее, чем в августе. Но есть одно исключение: автомобили, которые подорожали примерно на 15% — или примерно 460 тысяч рублей (причем и импортные, и отечественные). Это сопоставимо с тем, как цены выросли за предыдущие пять лет.
Авторынок стал одной из жертв нарушения логистических цепочек в мире, объясняет Рубен Ениколопов из РЭШ. Произошли сбои в поставках автомобильных полупроводников. Они же в свою очередь связаны с тем, что во время жестких локдаунов множество заказов отменялось и производители полупроводников останавливали производство.
А еще в Японии на заводах, которые производят такие детали, произошли пожары.
Что дальше?
Главный вопрос — продолжат ли расти суммы в чеках россиян. Однозначного ответа на него нет ни у кого.
Экономисты спорят, будет ли скачок инфляции во всем мире разовым эффектом от перезапуска экономики — или за ним последуют годы роста цен.
Можно предположить, что инфляция в России будет замедляться, хотя и небыстро. Это связано с тем, что факторы, которые вызвали сентябрьский рост цен, в основном «отыграли», считают экономисты. «Путинские» выплаты уже сделаны, «плохой» урожай собран.
Важно и то, что сильнее всего цены подскочили в группе, где они всегда очень волатильны — то есть сильно колеблются, подчеркивают аналитики Райффайзенбанка. А в непродовольственной — традиционно более спокойной — группе все не так плохо, считают они.
В Центре экономической экспертизы НИУ ВШЭ ожидают, что на ближайшие месяцы инфляция задержится на уровне 7%. Но уже в начале 2022 года она начнет постепенно снижаться и к концу года достигнет уровня 4% (к этому целевому уровню стремится ЦБ), прогнозирует Салихов.
Но это не значит, что рост цен на все товары замедлится одинаково. Из-за сбоев в цепочках производства непродовольственная инфляция может задержаться на уровне 8%, продолжает эксперт. В частности, по его словам, может сохраниться рост цен на мебель, электронику и автомобили.
А вот официальные прогнозы: министерство экономического развития ожидает, что к концу года инфляция будет 5,8%, а глава ЦБ Эльвира Набиуллина считает, что 7-процентная инфляция — это пик, выше не будет.
ЦБ реагирует на инфляцию повышением ключевой ставки. Она, в свою очередь, напрямую влияет на банковские ставки по кредитам и депозитам: растет ключевая ставка — с небольшим лагом увеличиваются и они, напоминает Ениколопов.
Российский ЦБ начал повышение ставки с конца марта. С тех пор она выросла на 2,5 процентного пункта до 6,75% — это далеко не исторический максимум, но и не минимум.
Вероятно, повышение продолжится, и к концу года ставка вырастет до 7,5%, прогнозирует Салихов из ВШЭ. А это значит, что брать кредиты станет дороже.
Беднеющим семь лет подряд россиянам придется заплатить «инфляционный налог» за рост цен на газ в Европе, окунувший крупнейшего покупателя российских углеводородов в полноценный энергетический кризис.
Рост цен на энергоносители в ЕС может ускорить так называемую «импортируемую инфляцию», заявил на пресс-конференции в среду зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин.
«Даже если это разовое явление, все равно тот масштаб, который происходит, скажется на стоимости товаров и услуг, производимых в этих странах», — пояснил он (цитата по «Интерфаксу»).
По данным Евростата, производственная инфляция в государствах, входящих в зону евро, в августе достигла максимума за 40 лет — 1,1% за месяц и 13,4% в годовом выражении.
Газ и электричество для промышленных предприятий подорожали на 51,4% и 26,4% год к году. В результате фабрики и заводы обрабатывающего сектора подняли отпускные цены на свои товары на 9,3%, побив рекорд 1982 года.
Страны ЕС остаются крупнейшими поставщиками импорта в Россию, разделяя первую строчку с Китаем: в январе-июле из Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Финляндии и Франции в страну поступили товары на 37 млрд долларов (против 37,3 млрд у КНР).
ЦБ не может повлиять на то, насколько подорожают европейские товары из-за того, что газ и электричество стоят рекордно дорого в истории. Однако масштаб переноса «импортируемой инфляции» в динамику внутренних цен в значительной степени зависит от интенсивности спроса внутри страны, а на это можно повлиять мерами денежно-кредитной политики, заявил Заботкин.