T.me Вопрос о Китае, о его агрессивно или же мирном и прагматичном поведении в мире останется важнейшим вопросом за кулисами войны в Украине.
На этот счёт аналитики и публицисты высказывают разные мнения. Предлагаю читателям познакомиться с мнением на этот счет Сергея Власова. Это тем важнее и интереснее, что автор сам из приграничного с Китаем региона и имеет большой опыт ведения крупного бизнеса с Китаем:
……………………….
” Смысл жизни – в продолжении жизни.
Цель жизни – бесконечное совершенствование жизни всего человечества”
Генералиссимус Чан Кайши
?Война, которую развязала Россия против Украины вновь заставила задуматься про Китай. Как минимум, возникают следующие вопросы:
– агрессивен ли Китай в целом (народ, власть)
– есть ли интерес у Китая в захвате российских территорий и есть ли такая вероятность развития событий
– будет ли помогать Китай России в разных формах помощи
Есть сложившееся у части русскоговорящих политических аналитиков мнение, что Китай хотел бы вернуть свои территории, которые отошли к России по Айгунскому договору 1858 года (а это весь Дальний Восток и Якутия) и что уже давно ведет экспансию на этой территории; что уже сотни тысяч или миллионы китайцев заселяются на территории Дальнего Востока и Забайкалья, и варварски разграбляют природные богатства России. В частности, такую позицию занимает А. А. Пионтковский. Хотелось бы тут заочно поспорить с глубокоуважаемым политологом.
Я 55 лет прожил в Забайкалье и на Дальнем Востоке и, так сложилось, долгие годы многократно бывал в Китае, вёл бизнес с китайскими компаниями и банками, даже написал в соавторстве в 2002 году монографию “Перспективы Российско-китайского сотрудничества в банковской сфере”. Здесь важно, наверно, отметить эволюцию моих отношений с Китаем и китайцами.
Первый раз я побывал в Китае, в городе Маньчжурия, на границе в Читинской области примерно в 1990 году. Это была туристическая поездка. Поскольку обмен ограничивался минимальной суммой, то я купил фотоаппарат ФЭД, продал его на рынке в Маньчжурии и купил спортивный костюм Адидас китайского пошива. Маньчжурия фактически была деревней, с жуткими улицами, вонью, плохими отелями. Сейчас это очень красивый современный город с 300 000 населения. В 1991 году Маньчжурия стала открытым городом для международной торговли и приграничный бизнес начал развиваться. Мой бизнес заключался в приобретении у военных списанного имущества (шинели, запчасти к КАМАЗам и т.п.) и обмене этого имущества в Китае на сахар, конфеты, лапшу и т.п.
Затем спрос в Китае начал меняться в сторону техники и я повёз в Китай мотоциклы Урал, автомашины ИЖ 2140, трактора ДТ из Павлограда, 30-тонные БЕЛАЗы с Жодино (Белоруссия). Рос и масштаб. Сначала вагоны, потом случались и эшелоны.
Немного менялся ассортимент товаров из Китая, но в основном это были продукты питания. Следует отметить, что в основном это был бартер. Однако, предприниматели в Китае росли как на дрожжах и богатели. И, рано или поздно, но в 1992 году я впервые получил за поставку техники в Китай наличные (!!!) доллары, которые каким-то образом перевёз из-за границы мой начальник службы безопасности, который ранее работал в КГБ. Это была целая большая сумка наличных в размере 3 млн долларов (которые у меня довольно быстро исчезли в пучине российского бизнеса, когда тебя обманывали на каждом шагу).
При этом китайцы довольно четко исполняли свои обязательства. Однако нещадно и профессионально торговались на этапе подписания договора и всегда умудрялись выторговать в свою пользу условия. Интересно, что некоторые переговоры велись с участием военных. Я так и не понял тогда, это был такая коммерция военных, или это военные организации участвовали в процессе торговли.
После 1997 года, когда я уже работал в банковской системе, начались коммуникации с банками Китая. Сначала с филиалами государственных банков в провинции Хэйлунцзян, затем с банками в Пекине. Постоянно приходилось участвовать в Российско-китайских ЭКСПО в Харбине, где у банка было постоянное место.
В рамках постоянного Комитета между ЦБ РФ и Народным банком Китая по приграничной торговле и расчётов несколько раз участвовал в межправительственных встречах.
Примерно в 2010 году банк, имея одну из самых больших филиальных сетей в Сибири и Дальнем Востоке обеспечивал примерно 70% приграничных расчётов между Россией и Китаем в национальных валютах с оборотом в год примерно 1,2 млрд долларов (в эквиваленте). Было и участие в правительственных делегациях, которые в то время постоянно ездили в Китай. Помню поездку во главе с О.Н.Сосковцом, который был тогда уже Президентом российского союза товаропроизводителей. Целый самолёт бизнесменов летал 10 дней по крупным провинциям Китая: Пекин, Шанхай, Гаунчжоу и другие города. Встречи, встречи, встречи…
То есть за эти десятилетия общения с китайцами я достаточно, как мне представляется, изучил поведение китайцев, и хорошо знаю социально-экономическое положение Сибири и Дальнего Востока России и место и роль там китайцев. За эти годы мне удалось познакомиться с людьми, которые хорошо знают Китай. Это и востоковед, журналист и писатель В.В.Овчинников, автор знаменитой книги “Ветка сакуры”. Это и один из лучших синологов СССР и России В.Г.Гельбрас (он написал предисловие к моей монографии). Это и знаменитый торговый торгпред России в Китае С.С.Цыплаков, который десятки лет проработал в Китае. Так же я читал многие работы известного синолога В.В.Малявина.
Выскажу свои ощущения и представления о Китае и китайцах.
Философия Китая и китайцев. Конфуций проповедовал, что нужно следовать своему сердцу, не нарушая правил и приличий. Основной принцип жизни – это постоянное превращение, совершенствование себя, поиск гармонии. При этом личность в Китае не “я”, не субъект или индивидуум. Китайцы встраиваются в некую иерархию, где главный не наверху, а в середине (поэтому Китай и есть срединное государство). Цель срединного государства – собирать мир вокруг себя, включать его в свою орбиту. При этом гармонизировать этот мир. То есть не возможно изменить мир, если ты с ним воюешь!
Интересно, что иероглиф “мужчина” состоит из 2 иероглифов – поле и сила. То есть даже на уровне семантики понятно, что Китай земледельческая нация, а не воинствующая.
Крайне важно, что китайцы никогда не высказываются прямо, всегда иносказательно. Для них важно не потерять лицо. Поэтому у них мало конфликтов, но очень трудно понимать то, о чем говорят китайцы.
Про китайцев. Китайцы очень трудолюбивые. И очень неприхотливые. Они потрясающие торговцы и используют сотни уловок, чтобы подписать выгодный договор. Обмануть белого, точнее чужого человека (лаовэй) считается достоинством. И это даже не обман, а просто нормальная культура. При этом, если ты знаешь все эти уловки, то можешь нормально строить бизнес. Бизнес в Китае (как во всей Азии) очень персонифицирован. Тебе нужно сначала установить персональный, эмоциональный контакт с партнёром, а потом уже вести нормальный бизнес.
Китайцы имманентно уважают свое государство и стараются выполнять его (государства) установки. Китайцы прагматики. Они всегда нацелены на результат.
Про историю Китая. Я не являюсь историком, но насколько я знаю, Китай за все века своего существования не вёл захватнических войн (есть исключения маоистского периода). Наоборот, Китаю приходилось защищаться от разных захватчиков.
Про захват китайцами Дальнего Востока и расхищения природных богатств. На сегодня на Дальнем Востоке (5,5 млн населения) и Забайкалье и Прибайкалье (2,5 млн населения) на постоянной основе живет не более 5-10 000 китайцев. И находятся на территории России с бизнес-целями от силы 50000 китайцев (и то я сомневаюсь в этих цифрах, думаю даже меньше). И это нормально, так как у России и Китая очень большая сухопутная граница и существует нормальная приграничная деловая активность. (Нелегальных китайцев очень и очень мало, это в основном браконьеры, так как в Китае очень суровое законодательство в этой области). В основном это торговцы, рабочие на лесоповалах, строители, фермеры.
Есть ли незаконная вырубка леса китайцами? Есть, ровно такая же, как и русскими. В силу тотальной коррумпированности чиновничества в России. Но виноваты ли китайцы в этом?
Агрессивен ли Китай и китайцы? Нет, это не агрессивная нация. Они прекрасно умеют побеждать своей культурой и языком. И прекрасно сумели всех своих захватчиков ассимилировать, и теперь все они говорят на китайском. Понятно, что государство и нация, это не одно и тоже. Но нация точно не агрессивная.
Есть ли интерес у Китая вернуть территории, которые принадлежат сейчас России (примерно 35-40% всей современной территории России). Мне видится, такого интереса нет.
Сначала некоторые цифры. Доля товарооборота Россия-Китай примерно 100 млрд долларов в год (до 2021 года). Для России это 18% и это первый или второй партнёр. Для Китая это всего 2.3% и Россия только 12 партер у Китая. Причём структура экспорта в Китай осталась традиционной: нефть, газ, лес, уголь (нулевой передел, минимальная маржа в рентабельности). А учитывая выдающиеся способности Китая в торговых переговорах, и монополию одного покупателя в нефть и газе, то коммерческой выгоды у России от сотрудничества с Китаем невысокая. Зачем Китаю война, когда он и сейчас имеет максимальный “гешефт” от сотрудничества.
Будет ли Китай помогать России в войне с Украиной? Китай – это торговое государство. Годовой оборот 6 трлн долларов. Доля России 2%. Зачем ему рисковать 6 трлн ради 0,1 трлн? Нет, китайцы очень прагматичные люди. И никуда не торопятся.
Нет, они будут на словах поддерживать Россию. И будут максимально пользоваться сложившейся ситуацией, выжимая из России максимальные дисконты. Но помогать России Китай не будет. Такая моя точка зрения
Казус Си Цзиньпина. Политика Дэн Сяопина базировалась на философии и ментальности китайцев и очень долго действовала крайне эффективно. Это такое коллективное, регулярнее сменяемое на прозрачной основе руководство партией и страной. С очень большой самостоятельностью частного бизнеса и с рыночными институтами. С открытой экономикой для мира. Все, однако, начало меняться с приходом Си Цзиньпина.
Во-первых, Си хочет остаться на третий срок.
Во-вторых, началась узурпация власти со стороны Си, причём борьбы с коррупций больше напоминает политическую борьбу с потенциальными соперниками.
В-третих, началось активное вмешивание политики в экономику и социальную жизнь.
В-четвёртых, появилась “китайская мечта”. Это комплекс политических и социальных мер по восстановлению национального достоинства. Если кратно и просто – то чистой воды ресентимент, в котором сейчас пребывает и российская власть и уже и народ.
В-пятых, это активная политика по наращиванию экономического и политического влияния Китая в мире “Один путь и один пояс”. Китай активно инвестирует и кредитует различные государства с целью завлечению их в зону своего политического влияния. Очень большие, и зачастую не эффективные инвестиции
В-шестых, на это наложились идея-фикс Си по политике нулевой терпимости к ковиду, когда просто превращают в концлагерь целые города с 20 млн населения
Все это очень опасные тенденции, которые могут превратить страну в авторитарную. А может даже и тоталитарную. И повышают внешнюю агрессию страны, в том числе и по отношению к Тайваню. Правда, уже появилось слухи, что Си Цзиньпина все-таки не выберут на 3 срок. Честно говоря, не очень верится, так как он уже сумел, как мне представляется, сконцентрировать власть в своих руках. Тем не менее, европейцам понять китайцев сложно, и может быть, что Си уйдёт. Тогда Китай опять вернётся к нормальной, сбалансированной политике Дэн Сяопина. Для всего мира это будет очень хорошо и с экономической точки зрения (не будет мировой рецессии), и для мира во всем мире…