Владимир Мелихов: Зачем неисполнимая задача стала «проектом государственной важности»?
На прошлой неделе в Москве состоялся седьмой Всемирный Конгресс соотечественников, на котором присутствовали 400 делегатов из 102 стран мира. К участникам форума было и обращение Путина, и выступление Лаврова, и приветствие множества руководителей российского государства. О том, что говорилось и какие итоги подводились, рассказывать не буду, желающие могут посмотреть в сети. А вот о том, что мы обсуждали на встрече с несколькими делегатами, приехавшими к нам на Мемориал, я думаю, рассказ будет интересный.
Замечу сразу: тех, кто мог бы представить настоящую эмиграцию, реально осознающую, что творится в нашей стране и в меру своих сил делающих всё, чтобы реально помочь своей Родине выбраться из этого морока, было на данной конференции не так много. В основном там были адепты нынешнего режима, ничего не видящие, но продолжающие ностальгировать по некой «лубочной» России.
Приехавшие к нам гости не входили ни в первую, ни во вторую категорию. И поэтому их впечатления от Конгресса для меня были очень важны. Среди прочих вопросов, которые мы обсуждали, самым интересным оказался вопрос возвращения соотечественников в Россию.
Еще в начале прошлого года российское правительство поручило МИД и МВД (?!) предпринять меры по возвращению наших соотечественников на Родину, позже установив и конкретные цифры: с 2022 по 2030 год в количестве 500 тыс. граждан. Если брать в среднем по году – то где-то по 62,5 тысяч человек в год.
Именно об этом на Конгрессе и говорил вице-спикер Совета Федерации России Константин Косачев, что у одних вызвало бурные овации, а у других недоуменные вопросы: что это было? — Либо абсолютное пренебрежение здравым рассудком, либо очередная профанация, которая унизительна для собравшихся?
Унизительно, потому что в тот момент, когда все, имеющие хотя бы малейшие возможности уехать из страны, панически из нее бегут, когда даже российские чиновники всеми правдами и неправдами своих отпрысков отправляют за рубеж и там обеспечивают им гражданство и жительство, призывать тех, кто там уже живет не одно поколение, вернуться туда, откуда бегут – безнравственно.
После долгой беседы на эту тему я в очередной раз задумался над интеллектуальным и нравственным уровнем нашей политической элиты, над ее профпригодностью и уровнем разумных действий.
Вот возьмем конкретно этот случай – постановление Правительства РФ о возвращении 500 тыс. соотечественников к 2030 году.
Исходная база:
— по данным Всемирного банка, РФ покинуло более 11 млн. человек. Если исключить пенсионеров, то это 10 % работающего населения. То есть каждый сотый гражданин.
— отток капитала из страны по данным ЦБ РФ в 2021 году значительно превысит прогноз и составит 80 млрд. долларов, вместо предполагаемых 50 млрд.
— скорость вымирания российского бизнеса идет рекордными темпами и достигла своего максимального уровня. По итогам 2020 года общее число юридических лиц сократилось на 8,2 %. За два последних года экономика страны потеряла 600 тыс. юрлиц – это каждый шестой бизнес в РФ.
— за январь-август 2021 года в стране умерло 1,523 млн. человек. За последние 12 месяцев эта цифра дошла до 2,36 млн. чел, что оказалось хуже, чем в самые худшие годы 90-х.
— согласно проведенному опросу Gallup, из числа респондентов – граждан РФ от 15 до 23 лет выехать за границу желают 44 %.
— «утечка мозгов» из России стала катастрофической. Согласно мониторингу РАНХиГС из страны за последние годы уезжает около 100 тыс. высокообразованных специалистов и ученых.
— глобальном рейтинге конкурентоспособности с точки зрения человеческого капитала (CNCJ 2017), по критерию привлекательности для талантов, Россия занимает 107-е место из 118.
— сам президент Российской Академии наук Александр Сергеев констатирует: «…из России уехало вдвое больше ученых, чем сейчас работает в Академии».
— количество чиновников в 1995 году было 2,4 млн. чел., на 2018 год их стало 5,6 млн. чел. – рост более чем в 2 раза.
— в малом бизнесе РФ занято 15 % населения, в то время как в Германии их 63 %, а в Китае – 80 %.
— управляющий директор ВСG в России В. Бутенко заявляет: «При сохранении существующей структуры рынка труда в РФ еще на 7-10 лет, отставание от стран-лидеров мировой экономики рискует стать несократимым, что делает весьма вероятным сценарий «обрыва», т.е. достаточно резкого ухудшения экономической ситуации».
Список можно продолжить, как можно и более подробней расшифровать причины вышеперечисленного. Но и без этого абсолютно очевидно – оснований для того, чтобы вернуться в РФ для 500 тыс. эмигрантов нет никаких. Ну, разве что кроме парка «Патриот», обещаний, что надо еще немножко потерпеть и всё будет хорошо, да еще пары заклинаний — для совсем уж безмозглых людей.
Вышеперечисленное общеизвестно, известны и причины этого упадка. Тогда зачем ставится неисполнимая задача, и это транслируется как некий государственный проект особой важности?
1 вариант: заигравшись в бесконечном вранье и самообмане, они действительно отошли от реальной действительности и живут в своем мирке, где нет ни окон, ни дверей, чтобы увидеть, что творится вне стен этого мира.
2 вариант: отбор худшего элемента в чиновничий кластер достиг своего апогея, и это еще один из множества тупорылых проектов, на которые они способны. На большее не хватает ни ума, ни профессионализма.
3 вариант – подобная акция, безусловно, потребует создания некоего комитета с кучей дополнительных чиновников, что дает возможность «трудоустроить» ближний круг родственников и друзей на нехилую зарплату на ближайшие 10 лет. К этому же можно присовокупить и те немалые ресурсы, которые будут выделены под эту программу, которые можно бесконтрольно тратить и понемногу откусывать. А отчитаться за 500 тысяч – всегда отчитаются: привезут с «ДНР» или «ЛНР» — вот и план выполнили.
Тут же вспомнилась акция советского правительства в 50-ые годы прошлого века, относительно тех русских людей, которые избежав насильственной выдачи в СССР, после окончания 2-ой мировой войны, подвергались такой же агитации, как и сегодня. Под сообщением листовка СБОНР 1955 года, разъясняющая, какая Родина ждёт возвращенцев.