абортаборт

Первые письменные упоминания об абортах

T.me Первые рукописные инструкции об абортах, дошедшие до наших дней, датированы 26 веком до нашей эры. Уже в те далёкие времена жители Древнего Китая использовали различные методы изгнания зародыша из чрева для регулирования рождаемости.

Известно, что в Древнем Египте умели вызывать выкидыш с помощью заострённых палочек, сделанных из дерева. Аналогичным образом действовали жительницы Древней Австралии, которые избавлялись от нежелательного плода, разрывая плодную оболочку.

С древних времён услуги по производству абортов стоили не дёшево, поэтому к ним чаще прибегали состоятельные женщины. Нередко за искусственным прерыванием беременности стояло стремление скрыть внебрачные связи или желание сохранить свою стройную и привлекательную фигуру.

Бедняки избавлялись от нежелательной беременности своими силами или обращались к бабкам-повитухам, которые помогали выгнать из чрева плод с помощью трав и всевозможных механических манипуляций.

Нередко такие аборты приводили к развитию бесплодия и даже смерти пациенток от кровопотери или заражения крови.

Абортивные инструменты были разработаны врачами Древнего Рима.

Однако, в связи с высоким процентом смертности пациенток во время операций их использование было ограниченным.

Отношение к прерыванию беременности в древности

Отношение наших предков к абортам было противоречивым. В языческих государствах ни зародыш в утробе матери, ни новорожденный ребёнок не считались людьми.

Статус человека присваивался младенцу после обряда Sublatio, во время которого отец приносил ребёнка в храм, поднимал его над головой и прилюдно называл новым членом семьи. Поэтому в языческих странах аборты были распространённым явлением и не порицались ни законом, ни обществом.

В Древнем Риме зачатый ребёнок считался частью материнского организма, поэтому женщина имела право избавиться от него в любое время. Законом карались лишь аборты, которые производились в корыстных целях.

Вопреки общественному мнению, знаменитый древнегреческий врач Гиппократ осуждал аборты и считал их безнравственными. Сей факт подтверждает фраза из «Клятвы Гиппократа» «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария».

В Римской Империи эмбрион был наделён рядом гражданских прав, а замужним женщинам было законодательно запрещено избавляться от нежелательной беременности. «Женщина, изгнавшая из своего чрева плод, должна быть строго наказана, – пишет политический деятель, философ и оратор того времени Цицерон. – Поскольку она украла у республики её будущего гражданина».

В Древнем Перу и Месопотамии аборты строго осуждались.

Пожалуй, это были единственные древние культуры, в которых отношение к абортам было столь категоричным.

Христианство с древних времён осуждало искусственное прерывание беременности, считало его тяжким грехом, который лишает не рождённого ребёнка благодати будущего крещения.

Поэтому в старину на Руси аборты считались тяжким преступлением.

Средневековое общество осуждало аборты, а законы того времени карали смертной казнью граждан, причастных к их производству.

Единственной европейской страной, в которой говорили о смягчении наказания за избавление от нежелательной беременности, были Франция. Но после Французской революции император Наполеон вновь установил за производство абортов наказание в виде смертной казни.

Медицинские и социальные основания

В старину избавляться от нежелательной беременности разрешалось при наличии серьёзных медицинских и социальных оснований.

В наши дни к медицинским основаниям аборта относят следующее:

реальная угроза жизни и здоровью матери;

пороки развития плода, несовместимые с жизнью.

Социальные основания в разных странах различаются.

Вот перечень наиболее популярных из них:

беременность как результат изнасилования;

смерть супруга;

официальное признание женщины или её мужа безработными;

развод;

наличие в семье ребёнка-инвалида;

многодетность;

низкий доход семьи (ниже прожиточного минимума).

В большинстве стран мира разрешается прерывать беременность только при угрозе жизни и здоровью беременной женщины.

Производить такие операции разрешается до наступления 12 недель беременности.

В России аборты легализованы без каких-либо ограничений.

Подобные операции входят в перечень услуг ОМС (обязательного медицинского страхования), финансируемых государством.

Как раньше делали аборт?

Итак, как делали аборты в старину? Наши предки для прерывания беременности использовали мяту болотную, плаюн сплюснутый, трёхцветную горечавку, лавр благородный, гвоздику пышную и полевую, багульник балотный, пижму, жеруху, барбарис и другие растения. Для усиления эффекта отвары из плодов, цветков, семян и корневищ этих растений давали беременным огромными дозами.

В Древнем Риме и Древней Греции широкую популярность имели препараты из спорыньи – ядовитого грибка, поражающего злаковые культуры. Эти препараты не всегда провоцировали выкидыш, но очень часто вызывали побочные эффекты и даже приводили к смерти беременной женщины.

Среди экстремальных способов прерывания беременности – прокалывание плодного яйца острым предметом (зондом, веретеном, вязальной спицей), впрыскивание в полость матки йода или глицерина, втискивание в цервикальный канал моркови и её оставление до тех пор, пока у женщины не произойдёт выкидыш.

Неосторожное использование острых предметов может привести к проколу стенок матки и кишечника и, как следствие, к развитию острого перитонита. Такие методы получили наибольшее распространение в странах, в которых аборты недоступны или запрещены.

Женщинам Тасманских островов не разрешалось заводить детей до достижения ими 36-летнего возраста.

Если же беременность наступала раньше, женщину отводили в храм и оставляли на попечение жрецов, которые укладывали беднягу на пол и топтали ногами до тех пор, пока у неё не происходил выкидыш.

На Руси женщины избавлялись от нежелательной беременности самыми разнообразными способами: принимали настройки из спорыньи или шпанских мушек, вставляли в цервикальный канал корень просвирника, парились в бане при экстремально высоких температурах. Выкидыши, возникавшие при таких условиях, частенько осложнялись кровотечениями и серьёзными патологиями.

Практика наказания

В старину многие государства расценивали аборты как преступление против их будущих граждан и устанавливали за них строгое наказание. В период великих завоеваний Римской империи государство было озабочено увеличением числа рабов и воинов в своей армии.

В то время за совершение аборта замужние женщины отправлялись на пожизненную каторгу вместе с медиками и знахарками, замешанными в производстве подобных операций.

Кодекс Юстиниана, разработанный в Византии, устанавливал следующие виды наказания за искусственное прерывание беременности:

на небольшом сроке – ссылка;

на большом сроке – смертная казнь. 

На Константинопольском соборе в 629 году новой мерой пресечения за аборты была выбрана смертная казнь. Двумя веками позднее эта мера пресечения была упразднена.

В 866 году папа Стефан-V в своём эдикте называл убийцами всех людей, причастных к абортам.

На Руси наказание за изгнание плода из чрева матери доходило до отлучения от церкви. За аборт, сделанный после первых шевелений плода, наказание было более строгим.

Таким образом, аборты известны с древнейших времён.

Во все времена они вызывали противоречивое отношение общественности. В нашей стране медицина помогает женщинам справиться с подобными проблемами при вынужденном аборте и при этом сохранить своё здоровье.

От KaligulBorhes

"How long, ignoramuses, will you love ignorance? How long will fools hate knowledge?"