T.me В Сирии антиправительственные силы во главы с группировкой «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ) вошли в Дамаск. На канале гостелевидения боевики заявили, что положили конец 24-летнему авторитарному правлению Башара Асада.
Со вчерашнего дня повстанцы взяли контроль над ключевыми городами на пути к столице — Хомсом, Хамой и Пальмирой. В начале наступления они также захватили Алеппо. По сообщениям Reuters, сам Асад покинул Сирию и, вероятно, погиб во время авиакатастрофы. В то же время агентство не исключает, что экипаж самолета мог выключить передатчик, из-за чего борт и пропал с радаров.
Боевики зашли в столицу Сирии и, захватив гостелевидение, заявили о падении режима Асада. «Мы празднуем вместе с сирийским народом новость об освобождении наших заключенных и объявляем о завершении эры несправедливости в тюрьме Седная», — сказали повстанцы, имея в виду военную тюрьму недалеко от Дамаска, где сирийское правительство содержало тысячи заключенных.
Сирийская армия при этом утверждает, что продолжает операции против «террористических групп» в ключевых городах Хама и Хомс, а также в сельской местности Дераа.
Премьер-министр Сирии Мухаммед Гази Аль-Джаляли сказал, что правительство ведет переговоры с захватчиками. По его словам, большинство министров, входивших в состав правительства Асада, остаются в Дамаске. Аль-Джаляли заявил о готовности передать власть в стране мирным путем.
Сам Асад вылетел из Дамаска в неизвестном направлении, сообщает Reuters со ссылкой на двух старших офицеров армии. В то же время агентство не исключает, что экипаж самолета мог выключить передатчик, из-за чего борт и пропал с радаров. Газета The Wall Street Journal писала, что в пятницу он оставался в Сирии. На прошлой неделе, по информации издания, президент отправил жену и детей в Россию. Источники газеты сообщили, что Египет и Иордания обратились к Асаду с предложением эвакуировать его из страны и передать власть временному совету, включающему представителей боевиков. Однако посольство Иордании в Вашингтоне не подтвердило эту информацию.
«В прессе уже появились сообщения о том, что Башар Асад отправил свою семью в Москву, где его родственники проживают в отеле Four Seasons, — говорит израильский военный эксперт Сергей Мигдаль. — Фотодоказательств этому пока нет, но якобы существуют свидетели. Старший сын Асада Хафез недавно защитил в Москве кандидатскую диссертацию. Поэтому и самому Асаду есть к кому приехать в Россию. Я на данный момент не вижу для него варианта благополучного исхода событий. Ясно, что спасти режим Асада сегодня некому».
Захват Хамы и Хомса
Хомс оставался последним крупным городом на пути к Дамаску. Вечером 7 декабря повстанцы объявили о его захвате. Ранее сирийские повстанцы также взяли город Хама.
«Тактическая обстановка в Сирии меняется очень быстро, — рассказывает израильский военный эксперт Давид Гендельман. — “Хайят Тахрир аш-Шам” вошли в Хомс, повстанцы уже в Дамаске, курды в Дейр-эз-Зоре и Аль-Букамале, а также обороняются от “Сирийской национальной армии” в Манбидже. “Свободная сирийская армия” движется из Ат-Танфа на северо-запад, “Хезболла” занимает оборону в Кусейре».
В отличие от ХТШ, которые в Идлибе реально стали за четыре года властью и армией, на юге, по данным Давида Гендельмана, сейчас действует конгломерат бывших «примирившихся» боевиков разных группировок, плюс друзы и другие группировки, которые резко вдруг встали, поглядев на невиданные успехи ХТШ на севере. Сувейда, Дераа и Кунейтра захвачены, весь юг «отвалился», включая израильскую и иорданскую границы, повстанцы вошли в Дамаск. В Латакию пока продвижения боевиков нет, российские базы при желании можно еще держать.
«В пятницу 6 декабря силы антиасадовской коалиции продвигались от взятого ими города Хама к Хомсу, — говорит израильский военный обозреватель Давид Шарп. — Они с ходу взяли города Растан и Телль-Бису. Стало понятно, что правительственные силы покидают район Дейр-эз-Зора. На этом участке в бой вступили восставшие против Асада курды. 7 декабря от асадовских формирований были очищены Пальмира и важнейшая авиабаза Т-4. Фактически отрезана дорога к Ираку, по которой Асаду шли иранские поставки. Удерживавшие ее проиранские силы отступили в Ирак. Судя по всему, правительственные сирийские руководители махнули рукой на эту важнейшую для них магистраль. Кроме того, поднялся юг, где в провинциях Дераа и Сувейда местные жители поддержали восстание антиасадовских сил.
Практически без боя в этих регионах власть перешла повстанцам, захватившим склады и военные объекты. При этом сложивших оружие солдат правительственных войск отпускали живыми».
Захват Пальмиры
Накануне сирийские правительственные войска оставили свои позиции в Пальмире.
Пальмира, известная своими уникальными античными памятниками, расположена неподалеку от города Тадмор. В 2016–2017 годах Пальмиру дважды отбивали у боевиков «Исламского государства» российские военные, в том числе наемники ЧВК «Вагнер». В амфитеатре Пальмиры 5 мая 2016 года прошел концерт оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, посвященный освобождению древнего города от террористов ИГ. Среди выступавших был виолончелист Сергей Ролдугин. За концерт в древнем городе Минобороны России наградило Гергиева и музыкантов медалями «За освобождение Пальмиры».
Без союзников
Союзникам Асада падение его режима крайне невыгодно.
«Если Россия лишится Сирии, то это потеря военного и политического плацдарма на Средиземном море и Ближнем Востоке, о чем мечтали еще российские цари и осуществил СССР, — объясняет Давид Гендельман. — И потеря канала военной логистики для российской экспансии в Африке. Большие вложения ресурсов пропадут зря. Для Ирана коллапс сегодняшней власти в Сирии — это разрыв шиитского полумесяца от Ирана до Ливана и полный провал многолетней стратегии по созданию “огненного кольца” вокруг Израиля: ХАМАС и “Исламский джихад” в Газе разгромлены, “Хезболла” понесла большие потери, сейчас еще и утрата проиранских милиций на израильской границе в Сирии и канала переброски вооружений “Хезболле”».
Давид Шарп считает, что и иранцы, и россияне ничего не могут предпринять, чтобы прийти на помощь режиму Асада.
По итогам переговоров в Дохе было принято очень странное заявление с требованием прекратить кровопролитие. Министры иностранных дел России и Ирана говорят о том, что Дамаск должен вступить в диалог с легитимной оппозицией.
«Ни Иран, ни “Хезболла”, ни Россия не смогут оказать серьезную помощь режиму Асада, — подчеркивает Сергей Мигдаль. — “Хезболла” очень потрепана после войны с Израилем, в которой было уничтожено практически все руководство террористической организации. Кроме того, израильская армия прервала все пути, по которым осуществлялись крупномасштабные поставки Асаду людей и вооружения из Ливана. Поэтому, судя по имеющейся у меня информации, “Хезболла” отправила в Сирию лишь несколько сотен бойцов, вооруженных стрелковым оружием и гранатометами».
Давид Шарп заявляет, что «Хезболла» могла послать в Сирию от нескольких сотен до пары тысяч бойцов. Однако это было сделано в первую очередь для сохранения складов с вооружениями группировки, находящимися в стране. Для реальной помощи Асаду нужно было посылать больше сил и делать это раньше. Но в действительности это было невозможно. Ведь силы «Хезболлы» понесли огромные потери в ходе конфликта с Израилем.
Даже в публичном поле уже видно, что союзники Асада начали прямо отказываться от своих обязательств.
Давид Шарп рассказывает, что российские войска перемещают ЗРК С-400 и «Тор» в район своей базы в Тартусе, вероятно, готовя их к эвакуации. Наблюдательные пункты российских военных у границы с Израилем брошены и перешли в руки врагов Асада. В боях возле города Хама повстанцы захватили радиолокационную станцию «Подлет», которая является частью комплексов российской ПВО в Сирии. При этом небольшая авиационная группировка армии РФ в Хмеймиме пыталась бомбить наступающие силы повстанцев. Есть кадры, на которых вертолет Ка-52 наносит удар с кабрирования неуправляемыми ракетами по наступающим силам восставших. Также в районе города Растан самолеты армии РФ пытались разбомбить мост, по которому продвигались противники Асада, чтобы замедлить наступление. Судя по всему, сделать этого не удалось.
У России, по мнению Сергея Мигдаля, нет ресурсов для оказания существенной помощи Дамаску.
Все боеспособные сухопутные подразделения и силы специальных операций давно были передислоцированы из Сирии в Украину, ЧВК «Вагнер» более не существует, а авиации на российской базе Хмеймим, судя по открытым данным, остается в настоящее время совсем немного — от 7 до 12 самолетов. Этого совершенно недостаточно для того, чтобы противостоять коалиции повстанцев, в которую входят десятки тысяч хорошо вооруженных и мотивированных бойцов. Проиранские шиитские формирования, которые могли бы поддержать Асада, значительно пострадали от израильских авианалетов. Судя по всему, союзников, готовых сегодня спасти режим Асада, просто нет.
Избранный президент США Дональд Трамп заявил, что Америка не должна вмешиваться в конфликт. «Для России от Сирии никогда не было особой выгоды, кроме того, чтобы [бывший президент США Барак] Обама выглядел глупо. В любом случае Сирия — это бардак […]. Соединенные Штаты не должны иметь к этому отношения, это не наша борьба», — написал он в соцсети Truth Social.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал наступление повстанцев в Сирии «маршем оппозиции». Он утверждает, что предложил Асаду урегулировать ситуацию, но не получил «положительного ответа». «Мы позвонили Асаду. Мы сказали: “Давайте встретимся и определим будущее Сирии вместе”. К сожалению, мы не получили положительного ответа по этому вопросу», — заявил Эрдоган.
Турция поддерживает оппозиционные Асаду группировки, контролирующие провинцию Идлиб на северо-западе страны.
Кто такие повстанцы?
Во главе нового нападения на режим Асада — радикальная группировка исламистов «Хайат Тахрир аш-Шам». Фактически это остатки сирийского крыла «Аль-Каиды», которое в результате раздоров переродилось когда-то в террористический «Фронт ан-Нусра», а в 2017 году из его боевиков и сформировали ХТШ. С тех пор группировка стала декларировать «программу сириизации»: в подконтрольных районах она создавала гражданские администрации, ориентированные якобы на поддержание правопорядка и контакты с гуманитарными организациями. Фактически она нацелена на расширение территориального контроля в Сирии. Глава группировки — Абу Мухаммад аль-Джулани. На днях он дал интервью американскому телеканалу CNN, в котором обозначил цель коалиции сирийских повстанцев — свержение авторитарного президента Асада. Аль-Джулани уверяет, что в планах боевиков создать правительство на основе институтов и «совета, избранного народом». «Целью революции остается свержение этого режима. Мы имеем право использовать все доступные средства для достижения этой цели», — сказал он.
«Повстанческая коалиция очень разнородна, — рассказывает израильский военный эксперт Сергей Мигдаль. — Фактически в разных районах Сирии с армией Асада воюют группировки, ставшие ситуативными союзниками. Главную роль играет суннитский “Хайят Тахрир аш-Шам” — “Фронт освобождения Сирии”, которым командует Мухаммад аль-Джулани, ставший в последнее время лидером всего сопротивления. Эта исламистская группировка базируется в Идлибе и получает финансирование от Катара. Ее бойцы взяли города Алеппо, Хама и Хомс. На северо-западе Сирии действует созданная турецкой разведкой и обеспечиваемая всем необходимым турецким Министерством обороны “Сирийская национальная армия”, костяк которой составляют боевики-туркоманы. Ее задачей, кроме борьбы с режимом Асада, является противостояние с курдскими вооруженными формированиями, которые представляют значительную проблему для Эрдогана».
На северо-востоке в бой вступили «Сирийские демократические силы» (СДС), возникшие при поддержке США, Франции и других стран Запада. В них, по словам Сергея Мигдаля, входят курды, арабы-сунниты, изиды и многие другие народности. СДС получает американское финансирование и вооружение. В последние дни они значительно продвинулись на юго-восток Сирии в сторону иракской границы, а также и на других направлениях. СДС практически удалось перекрыть пограничные переходы, через которые режиму Асада доставлялась иранская помощь.
Сергей Мигдаль рассказывает, что на юго-западе Сирии в провинции Дераа у границы Сирии с Иорданией и Израилем в бой с асадовскими войсками вступили суннитские вооруженные формирования, наступавшие на Дамаск с юга. Им уже удалось полностью очистить от асадовских войск свой регион.
На юге страны в районе города Сувейда концентрированно живут друзы, ранее заключившие перемирие с Асадом. Но сейчас они также подняли восстание, пошли в атаку на армию и полицию Асада. Друзские формирования захватили аэродром и радарную станцию.
Восточнее, у границы с Иорданией, с асадовскими силами воюет «Свободная армия Сирии» (САР), в которую дезертировали многие военные, ранее служившие Асаду. Это проамериканские силы, также получающие поддержку от арабских стран. САР уже взяли Пальмиру, знаменитую кровопролитными сражениями, в которых в 2016–2017 годах этот город дважды штурмовали вагнеровцы. Также САР захватила знаменитую базу асадовской армии Т-4.
САР сейчас направляется на запад в центральную часть страны, где до сих пор некоторые территории контролируются боевиками ИГ, не раз нападавшими на сирийскую армию. Возможно, они также активизируются в скором времени. В итоге огромное число сравнительно небольших подразделений антиасадовских сил широким фронтом с разных сторон атаковали Дамаск.
Разделить и властвовать
«Асад после перемирия 2020 года расслабился и решил, что он схватил бога за бороду, — замечает Давид Гендельман. — Политические реформы проводить не надо, армию укреплять не надо, и так всё хорошо, силовики занимаются коррупционными схемами, Сирию приняли обратно в Лигу арабских государств, в Дамаск начали возвращаться иностранные посольства.
ХТШ копила силы и строила армию, Эрдоган был недоволен, что Асад не идет навстречу в политическом урегулировании, поэтому он сделал военный ход и теперь банкует, а потом будет превращать военные достижения в политические. А Россия и Иран, которые спасли Асада в прошлый раз, нынче уже не те.
Российские ресурсы заняты в Украине, иранские возможности подорваны израильскими ударами по “Хезболле” и самому иранскому присутствию в Сирии. То есть Асад и сам силы не копил, и союзные силы ограничены, оттуда неожиданный резкий обвал».
Джулани уже говорит о необходимости создания совета национального спасения, в который войдут представители всех повстанческих сил. Также он предлагает ввести в Сирии федеративное устройство, выделив автономии всем живущим там многочисленным национальностям. Кроме того, Джулани обещает амнистию солдатам и офицерам армии Асада, сложившим оружие или перешедшим на сторону восставших. И таких случаев, действительно, немало. При этом о прощении алавитов, как фундамента сегодняшней власти в Дамаске, глава повстанцев ничего пока не заявлял. Джулани производит впечатление талантливого политика. Он, по мнению Давида Шарпа, действует очень грамотно, гарантируя неприкосновенность всем, кто не станет оказывать его силам вооруженного сопротивления. Глава повстанцев обещает не только амнистию, но и свободу вероисповедания жителям Сирии, включая христиан и исмаилитов.
При этом, по словам Сергея Мигдаля, велика вероятность, что все сегодняшние союзники по восстанию передерутся сразу после свержения режима Башара Асада, как это уже не раз случалось в современной истории.
Граница Сирии с Израилем
Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) заняла новые позиции в буферной зоне между Израилем и Сирией, «чтобы обеспечить безопасность общин на Голанских высотах и граждан Израиля».
Сергей Мигдаль рассказывает, что израильские ВВС нанесли удар по военному складу армии Асада в центральной Сирии, на котором с большой вероятностью хранилось химическое оружие. Иерусалим не хочет, чтобы какое-то смертоносное вооружение досталось повстанческим группировкам, ведь знать заранее о том, как они его используют, невозможно.
Вчера Армия обороны Израиля сообщила, что помогает ООН отразить нападение на пост организации в районе Хадер в Сирии на границе с Израилем: «Армия обороны Израиля усилила свое присутствие в районе Голанских высот и продолжит действовать, чтобы защитить Государство Израиль и его граждан».