Белорусские тюрьмы ежедневно пополняются новыми заключенными: режим Александра Лукашенко арестовывает оппозиционных журналистов, активистов, правозащитников и просто граждан, участвующих в мирных акциях. Эта тенденция едва ли пойдет на спад в ближайшее время: близится годовщина президентских выборов 9 августа, с которых начались массовые протесты; в конце года должен состояться референдум по конституции государства, на котором тоже ожидаются многочисленные протесты и который может дать новый толчок недовольству граждан.
Белорусские оппозиционеры давно высказывают опасения, что, когда обычные тюрьмы переполнятся, политических заключенных могут направить в специальные лагеря. Как предполагает телеканал CNN на основе видеозаписей и показаний свидетелей, один из них может быть уже построен.
Речь идет об обширной территории в часе езды от Минска, недалеко от поселка Новоколосово. В советские времена это было ракетное хранилище; теперь его обнесли электрифицированной оградой, установили новые камеры наблюдения и отремонтировали некоторые здания.
Как говорит Франак Вячорка, старший советник лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской, «не удивительно, что [Лукашенко] пытается построить что-то вроде тюремного лагеря, потому что новая волна протеста все равно поднимется. Она может быть вызвана его заявлениями, может быть вызвана экономической ситуацией. Но она придет. Он это понимает, и он также хочет быть более подготовленным, чем в прошлом, 2020, году».
В октябре группа бывших сотрудников спецслужб обнародовала запись, на которой, как они утверждают, заместитель министра внутренних дел Николай Карпянков говорит, что необходимо построить «лагерь» для изоляции противников Александра Лукашенко.
«Создается база данных. В этой базе данных, кто попал второй раз, тот должен там и остаться. Сказано разработать, сделать лагерь, ну не для военнопленных, не для интернированных даже, а лагерь для особо острокопытных, такой для отселения. И поставить колючую проволоку, получается, по периметру», – говорит человек, голос которого идентифицирован как голос Карпенкова. Он предлагал построить лагерь на базе существующей исправительной колонии в городе Ивацевичи.
Белорусское правительство назвало эти записи «фальшивыми новостями».
CNN не удалось попасть внутрь объекта под Новоколосово, и нет никаких признаков того, что в лагере уже содержатся заключенные. Сотрудник западной разведки сказал, что использование объекта в качестве лагеря для заключенных «возможно», хотя у них нет прямых доказательств этого. Местные жители в городе Новоколосово называют объект «лагерем». Один из жителей рассказал, что строители отремонтировали это место. «Здесь три уровня колючей проволоки, и она электрифицирована. Я собирал здесь грибы, когда ко мне подошел военный и сказал, что здесь ходить нельзя». Два других свидетеля также видели военные патрули.
В последние несколько недель в международных СМИ регулярно освещается политический кризис в Беларуси.
1 августа олимпийская спортсменка Кристина Тимановская заявила, что после критики белорусских олимпийских чиновников в Instagram ее насильно доставили в аэропорт Токио, и ей пришлось обратиться за помощью к японской полиции, так как она опасалась за свою безопасность в Беларуси. Польша предложила ей убежище и гуманитарную визу.
3 августа стало известно о смерти оппозиционного активиста Виталия Шишова, который покинул Беларусь и жил в Киеве. Его нашли повешенным в парке недалеко от дома. Полиция расследует возможность убийства.
В мае по указанию властей пассажирский самолет, направлявшийся из Афин в Вильнюс, вынужден был совершить посадку в Минске. На борту самолета находился оппозиционный блогер Роман Протасевич, которого задержали в аэропорту. Некоторые западные лидеры назвали это «актом государственного терроризма».
Протестное движение в Беларуси значительно сократилось из-за жестокости силовиков, в результате чего многие демонстрации теперь принимают форму флешмоба, снимаются на видео и выкладываются в интернет.