T.me Введенные против России санкции сохранятся «надолго», и поэтому отечественной промышленности следует готовиться к тому, чтобы производить всю критически важную продукцию полностью самостоятельно.
Об этом президент РФ Владимир Путин заявил во вторник, посещая Тульский завод железнодорожного машиностроения и выступая на заседании Госсовета по развитию в условиях санкций.
Российская экономика и отдельные ее отрасли оказались в «эпицентре санкционной блокады», констатировал Путин, обращаясь к членам Госсовета.
Он добавил, что хотя были предприняты меры, чтобы быстро заменить утраченные импортные технологии, их недостаточно. «Нужны средние и долгосрочные преобразования, направленные на стратегические цели именно суверенного развития страны», — подчеркнул Путин.
Наиболее «сложный вызов» — это высокие технологии в области промышленного производства, заявил он в тот же день в Туле, общаясь с людьми, одетыми в форму рабочих завода Тулажелдормаш».
Парк станков на заводах и фабриках по всей стране, по словам президента, по-прежнему зависим от иностранных «наладчиков, от запасных деталей, от обслуживания».
«Мы, конечно же, должны двигаться в направлении полной суверенизации», — призвал он, добавив, что прежние задачи локализации производства — 20-35% — потеряли актуальность.
«Даже если мы локализовали 90 процентов какого-то оборудования, <…> машина все равно не поедет, если десяти процентов не хватает», — сказал Путин, уточнив, что услышал эти слова от «одного из руководителей» промышленных предприятий.
«По вещам критического характера мы должны стремиться и к 100-процентной локализации, к 100-процентному производству», — подчеркнул президент.
Работать с иностранными «партнерами», по словам Путина, возможно лишь в тех случаях, когда сами партнеры этого хотят. При этом «добиться технологического суверенитета России» нужно «в самое ближайшее время», причем «по критически важным направлениям — полного суверенитета», подчеркнул он.
По данным Росстата, в прошлом году промышленное производство в России не только не снизилось, но даже выросло — на 0,6%. В январе текущего года официальная статистика зафиксировала спад на 2,4%, который в феврале замедлился до 1,7%.
Впрочем, эти цифры «украшены» всплеском выпуска на оборонных заводах, которые в три смены собирают танки и снаряды для армии в Украине. В не связанных с ОПК отраслях обвал достигает 8% за последние 12 месяцев,
По подсчетам «ЛокоИнвест», потери в не связанных с ОПК отраслях за 12 месяцев составляют около 8% год к году против 7% по сравнению с ростом на 36% в секторах с высокой долей гособоронзаказа.
Цифры выглядят красиво на бумаге. Но назвать такую ситуацию «здоровой сложно», отмечает директор по инвестициям «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой.
Путин обвинил Запад в крахе российского автопрома
В падении проиводства легковых автомобилей в России до минимума со времен правления Леонида Брежнева виноваты западные партнеры, которые нарушили взятые на себя обязательства, заявил президент РФ Владимир Путин.
«Они повели себя в высшей степени некорректно, нарушили все свои обязательства. И у нас падение в автомобильной промышленности составило свыше 60%», — сказал во время общения с рабочими на заводе «Тулажелдормаш» Путин (цитата по ТАСС).
Однако текущих мер поддержки автопрома достаточно, чтобы увеличить производство автомобилей в России, отметил Путин. По его словам, дополнительная поддержка приведет лишь к тому, что цены на автомобили вырастут. При этом он пообещал сохранить льготы при покупке автомобиля для «отдельных категорий граждан».
«В целом генеральный путь решения этой проблемы — это кратное увеличение выпуска наиболее востребованных автомашин», — заключил Путин, выразив уверенность, что правительство этого добьется.
После начала войны в Украине в России приостановили работу заводы всех иностранных автопроизводителей. Многие из них позднее объявили об уходе из страны и продаже активов. В том числе остановились конвейеры на заводе Volkswagen и «ПСМА Рус» в Калуге, где собирали Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi, Mazda во Владивостоке, Mercedes-Benz в Подмосковье, Nissan и Toyota в Санкт-Петербурге. На бывшем заводе Renault в Москве и калининградской площадке «Автотор» организовали «отверточную» сборку китайских машин.
К концу 2022 года на российском авторынке осталось только 14 брендов из 60. Лишь три из них были отечественными: Lada, ГАЗ и УАЗ, а остальные — китайскими: Chery, Geely, Haval, Jac, Faw, Dongfeng, Changan, Exeed, Gac, Foton, Omoda.
По данным Росстата, в 2022 году в России было выпущено на 67% автомобилей меньше, чем годом ранее. Всего с конвейеров сошло 450 тыс. машин — минимальное число со времен первых лет правления Леонида Брежнева. Для сравнения: в 1970 году СССР выпускал 344 тыс. автомобилей в год, а в 1975 году, после запуска заводов в Горьком и Тольятти, уже 1,2 млн.
За январь — февраль 2023 года российские заводы произвели всего 53,9 тыс. машин, что на 73,5% меньше, чем за тот же период 2022 года, подсчитало агентство «Автостат».
Вслед за падением производства упали и продажи новых автомобилей — в феврале они рухнули на 62,5% относительно аналогичного периода прошлого года. Всего была продана 41 851 машина. На первом месте по продажам остается Lada Granta с результатом в 16 257 штук, на втором — Lada Niva (6631 штук), а замыкает тройку китайский Haval Jolion (2445 штук).
В 2023 году АвтоВАЗ займет 48–50% рынка, а доля китайских марок превысит 25%, прогнозировали аналитики Промсвязьбанка. Но если у России не получится восстановить собственное производство, то доля «китайцев» вырастет до 70%, предупреждает ассоциация «Российские автомобильные дилеры». Правительство ожидает полное восстановление российского автопрома к 2026 году и рост продаж автомобилей до 1,5 млн штук в год.