Страх, шок и гнев – первые спутники человека, узнавшего, что его близкий принимает наркотики. Родители переживают ситуацию еще тяжелее – из-за чувства вины и ощущения «обрушения смысла». Они впадают в отчаяние: какая жизнь теперь ждет ребенка и всю семью?
Как вести себя родителям при подозрении, что их ребенок принимает наркотики? Что делать, если подросток уже зависим? На эти вопросы нам отвечала психолог, директор терапевтических программ Реабилитационного центра «Ступени» Александра Шеллер-Романская.
Проблема зависимости возникает неслучайно, а в той семье, в которой сложился определенный уровень взаимоотношений, предрасполагающий подростка к нежелательным экспериментам. Только лишь из-за несчастной любви, к примеру, ребенок наркоманом не станет, он может лишь пытаться справиться с переживаниями способами, которые активно культивируются в обществе. Но если в семье нет традиции преодолевать стрессовые состояния при помощи алкоголя или наркотиков, если родители дают возможность своим детям обсуждать с ними свои переживания, проблемы и состояния без осуждения, то существует большая вероятность того, что такой ребенок не «присядет» на наркотики.
Признаки, по которым можно определить, что ребенок принимал наркотические вещества
Есть прямые признаки и признаки, которые, как правило, сопутствуют зависимости.
Сопутствующие признаки проявляются в образе жизни подростка. Это ложь во взаимоотношениях, проблемы с учебой, пропуски занятий, воровство. Стоит также обратить внимание на компании, в которых ребенок проводит время.
Прямые признаки зависят от того, какое вещество, как часто употребляется и в какой фазе употребления. Существуют такие препараты, употребление которых может пройти незаметно. Но наблюдательные родители всегда обнаружат изменения в физическом поведении. Например:
слишком быстрая или слишком медленная речь, растянутая речь;
могут заплетаться ноги;
подросток засыпает на ходу, если это опиатная группа наркотиков или аптечные таблетированные препараты, имеющие седативные свойства;
если опиатная группа веществ и ряд аптечных препаратов – очень маленький зрачок, не реагирующий на свет; при этом при употреблении психотропных наркотиков зрачок становится очень широким, практически на весь глаз, и тоже не реагирует на свет. Часто подростки пытаются скрыть следы употребления, используя капли для глаз, возвращающие зрачок к нормальному состоянию, но он все равно перестает реагировать на свет;
при употреблении психотропных наркотиков может быть бессонница в течение нескольких дней, а после этого – длительный, около 18-20 часов, сон;
красные глаза при употреблении марихуаны. Опять же, при помощи капель можно легко убрать красноту;
сухость во рту от употребления некоторых препаратов;
изменение аппетита. При употреблении конопли аппетит увеличивается, особенно на сладости, при опиатной или психотропной форме веществ наблюдается полное отсутствие аппетита.
Любые отклонения от обычных нормальных форм поведения или общения должны вызвать тревогу у внимательных родителей. И если ребенок прячет глаза, то всегда имеет смысл в них заглянуть.
Чтобы однозначно сказать, употреблял ли ребенок какие-либо вещества, существуют несложные тест-системы. Они свободно продаются в аптеках и позволяют, в зависимости от вида системы, определить в домашних условиях, употреблял ли подросток наркотики и даже какой конкретно вид веществ он употреблял.
Позиции родителей, не решающие, а лишь усугубляющая проблему:
Жесткий контроль. К сожалению, родителям, которые тревожатся за свое чадо, тяжело не контролировать напрямую. Они следят за ребенком, проверяют карманы, осматривают вены – это действия, совершаемые автоматически. Однако, когда проблема в семье уже возникла, никакой контроль не обеспечит отказа подростка от употребления, он приведет лишь к тому, что подросток будет более агрессивно настроен, отдалится от родителей, станет надежнее прятать следы.
Осуждающая реакция. Что бы вы ни узнали от ребенка, нужно найти силы принять это без осуждения. Иначе ваш ребенок будет скрывать информацию о себе, и проблема не решится.
Военные действия. Часто родители, когда узнают, что их ребенок в компании что-либо пробовал, начинают звонить родителям других детей, выяснять отношения, запрещают общаться с друзьями, тем самым больно раня подростка, выставляя его ябедником или посмешищем. Эти действия явно не располагают к тому, чтобы ребенок мог довериться родителям в любой ситуации.
Покрывательство. К примеру, если по факту употребления наркотиков открывается на подростка уголовное дело, родители кидаются решать его проблемы: платить взятки и т.д. Нести ответственность за поступки ребенка неправильно. В этот момент у ребенка появляется иллюзия, что проблемы не существует.
Игнорирование проблемы. На начальном этапе употребления большинство взрослых не видят в этом проблемы, ими это воспринимается как блажь, которую ребенок перерастет. Опять же, каждому родителю очень хочется верить, что их ребенок хороший и с ним не может ничего подобного произойти. И все же бить тревогу можно начинать уже тогда, когда ребенок начал просто курить сигареты, поскольку даже это является проявлением химической зависимости. Имеет смысл обратить внимание и пытаться каким-то образом налаживать взаимоотношения с ребенком, пытаться донести, что ему это не нужно, хоть он имеет право на такой выбор. То же самое и в случае употребления алкоголя.
Что делать, когда факт употребления наркотиков налицо
Быть ближе к ребенку. Не физически, обследуя карманы, а пытаясь наладить с ним доверительные взаимоотношения.
Посещать психолога стоит уже тогда, когда у подростка возникли проблемы с учебой, с взаимоотношениями со сверстниками и с родителями. Причем заниматься с психологом необходимо родителям. В подростковом возрасте идет перестройка организма, жизненных ценностей и взглядов. Подросток остро нуждается в родителях: не в осуждении и оценке, а в принятии и поддержке. И если родители не смогли построить доверительные взаимоотношения, при которых ребенок знает, что его семья – это то место, где его принимают, любят, готовы посочувствовать и поддержать, тогда психолог поможет наладить взаимоотношения и справиться с проблемой, пока она не зашла слишком далеко.
Убедить лечиться, если зависимость уже есть. Есть дети, которые уже в 14 лет находятся в серьезной зависимости, и только общением с психологом излечить такую зависимость не удастся. Они нуждаются в интенсивном медикаментозном и реабилитационном лечении. Важно знать, что лечение наркомании в Украине – дело добровольное, но родители должны искать способы уговорить лечиться. При этом имеет смысл проводить определенную интервенцию в семье по ограничению ребенка в возможностях употреблять наркотики: лишение финансовых средств, ограничение доступа к ценным вещам и т.д. Но не нужно забывать, что никакая изоляция не поможет, если родители не будут работать над собой и менять линию поведения.
Какие существуют методы лечения зависимостей
Зависимость – болезнь неизлечимая. Как и любое хроническое заболевание, она предполагает период ремиссии. То есть при соблюдении определенных условий поведения, при принятии каких-то ограничений и определенной терапии есть возможность достигнуть состояния без употребления. Ремиссия может длиться годами, но нет способа лечения, делающего из наркомана человека абсолютно независимого. В нашей стране существует несколько методов лечения:
Лечение, основанное на страхе перед употреблением. Существуют трудотерапевтические программы, при которых наркомана помещают в довольно жесткие условия пребывания, больше напоминающие тюремные. При этом употребляется унизительная форма наказания, а само лечение основано на страхе человека перед употреблением наркотических веществ.
Лечение при помощи религии. Существует религиозные центры, практикующие смену химической зависимости на религиозную. К слову, единственная зависимость, которая сильнее всех других – это религиозный фанатизм. Религиозные общины чаще всего малобюджетные, популярны тем, что человек живет там длительный период, в общинах приняты элементы трудотерапии: больных учат пахать, строить дом, обслуживать себя и т.д. В религиозных общинах или центрах существуют определенные условия для самой личности: человек, попадающий туда, должен соответственно думать, говорить, вести себя и т.д. Это ничего более, как смена зависимости одной на другую.