иск о ликвидации "Мемориала"иск о ликвидации "Мемориала"

Генпрокуратура подала в Верховный суд иск о ликвидации «Международного Мемориала» — старейшей и авторитетнейшей из российских историко-просветительских и правозащитных НКО. Мемориальцы получили уведомление об иске в четверг; судебное заседание назначено на 25 ноября.

Основанием для ликвидации организации прокуроры считают «систематические нарушения» законодательства об «иностранных агентах», то есть отсутствие маркировки материалов «Мемориала».

Позже Интерфакс сообщил, что прокуратура Москвы подала в Мосгорсуд иск о ликвидации Правозащитного центра «Мемориал» по тем же основаниям. В Генпрокуратуре заявили, что обе НКО «осуществляют свою деятельность с нарушением Конституции Российской Федерации и с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов».

«Это политическое решение об уничтожении общества «Мемориал» — организации, занимающейся историей политических репрессий и защитой прав человека», — говорится в коммюнике организации.

«Мемориал» не отказывался выполнять требования о маркировке своих материалов. «Мы неоднократно заявляли, что закон (об «иноагентах». — Ред.) изначально задуман как инструмент для расправы с независимыми организациями, и настаивали, что он должен быть отменен. Однако пока закон существует, мы вынуждены выполнять его требования», — пояснили в организации.

102743

Как сообщает юрист «Мемориала» Татьяна Глушкова, в основу иска в ВС легли два десятка протоколов по части 2 статьи 19.34 КоАП (распространение материалов без маркировки «иноагента»). Все эти протоколы, кроме одного, относятся к осени 2019 года. Других нарушений в деятельности организации не выявлено.

«Санкция, о наложении которой просит Генпрокуратура, абсолютно непропорциональна этим «правонарушениям». Это все равно что сажать человека на 20 лет за переход в неположенном месте абсолютно пустой дороги», — пишет Глушкова.

И «Международный Мемориал», и ПЦ «Мемориал» включены в реестр «иноагентов» с 2013 года.

Зоя Светова, журналистка, правозащитница

Ликвидация «Международного Мемориала», о которой просит Генпрокуратура Верховный суд России, это не что иное, как государственный переворот. Маски окончательно сброшены, и если судья Вячеслав Лебедев, которого на эту должность рекомендовали и по сути назначали люди демократических убеждений, пойдет на поводу Генпрокуратуры, это будет означать, что мы вернулись в тоталитарное государство. Уничтожить самую известную в России и в мире просветительскую, правозащитную организацию, организацию, которая открыла и открывает стране и миру правду о сталинских репрессиях, о репрессиях советского времени, означает только одно — Россия и ее власть больше не хочет имитировать демократию и т.д. Она признается в том, что возвращается в тоталитаризм со всеми вытекающими последствиями. Мы знали, что такое возможно и что мы на пороге… Но ликвидация «Мемориала», признанного иностранным агентом, это такое символическое событие, после которого все позволено. Для тех, кто не понимает, почему именно этот жест подводит черту, хочу напомнить, что Международное общество «Мемориал» — это народное достояние. Но власти мало объявить его иностранным агентом, его надо уничтожить.

https://www.facebook.com/zoiasvetova/posts/4686322774767077

Сергей Медведев, профессор Свободного университета

Это прямая месть ФСБ-КГБ, для которых «Мемориал» уже более 30 лет является главным раздражителем.

И очередная «точка невозврата» в авторитарной деградации режима, которых столько было в последние пару лет, и сколько еще будет — для расследования «Мемориалов» будущего.

https://www.facebook.com/sergei.medvedev3/posts/10226892379683822

Борис Грозовский, обозреватель, автор телеграм-канала EventsAndTexts

Приехали. Это должно было случиться. У КГБ зуб на «Мемориал» с 1987-1988 годов. «Мемориал» мог стать точкой сборки демократического движения. Оно могло потребовать суда над авторами и исполнителями преступлений советских времен. «Мемориал» был в нескольких шагах от этого, но гигантской работой КГБ и компартия сумели это предотвратить. После транзита-1991 участники «Мемориала» стали главной движущей силой в раскрытии правды о преступлениях СССР (судить не будем, но оставьте нам хотя бы право знать — такая была логика). Борьба за открытие архивов. Теперь даже это — слишком. «Мемориал»-1989 — это главное, что отличало ситуацию конца режима от «режима-в-силе». Поэтому его ликвидация имеет для КГБ символическое значение. Это месть за страхи и нервотрепку, пережитую спецслужбами в 1990-1992, мытарства середины-конца 1990-х, за которые наконец теперь, когда сила к ним вернулась, можно отплатить по полной. Платить придется нам.

https://t.me/EventsAndTexts/867

Михаил Фишман, журналист («Дождь»)

Как в январе 1989 года, когда шла учредительная конференция «Мемориала», объяснял Арсений Рогинский, «Мемориал» зародился с началом хрущевской оттепели, то есть сразу, как только стал возможен разговор про террор и про память о терроре. Потом «Мемориал» душили при Брежневе, но уничтожить память невозможно: в перестройку он превратился в широкое общественное движение. Десять лет назад с подачи Рогинского и «Мемориала» Кремль утверждал программу увековечения памяти жертв репрессий, а уже пять лет спустя «Мемориал» был признан иноагентом. Но сегодняшний иск о его ликвидации — это другое дело. Это историческая веха, знаменующая возврат к тоталитарным установкам брежневского неосталинизма. Абсолютно шокирующая новость, которая никак не укладывается в голове, но одно мы знаем твердо, потому что уже есть опыт: нельзя уничтожить память.

https://www.facebook.com/mikhail.fishman/posts/4871122116241431

Юлия Галямина, политик

«Мемориал» — старейшая НКО, главная ценность которой — гуманизм и важность каждой человеческой жизни. Даже если от нее осталась только память.

Попытки его закрыть — открытое признание бесчеловечности тех, кто сейчас принимает эти решения. История этого не забудет, а мы — не простим.

Ну а «Мемориал», конечно, никуда не денется. Потому что «Мемориал» — не бумажка, «Мемориал» — это тысячи людей, стоящих за ним. И ценности этих людей. Сегодня они, эти ценности, только окрепнут.

справка СПРАВКА

«Мемориал»: история

В 1987 году в Москве возникает инициативная группа «За увековечение памяти о жертвах репрессий» («Мемориал»). Вскоре подобные группы появляются в других регионах СССР. В 1988 году первым председателем Общественного совета «Мемориала» стал Андрей Сахаров. Организация была учреждена в январе 1989 года, правление Московского общества «Мемориал» возглавил Юрий Афанасьев. Отделения «Мемориала» были созданы во многих городах России.

Первые годы «Мемориала» в документах и фотографиях

В 1989 году по инициативе «Мемориала» был открыт Соловецкий камень Лубянской площади. В 1991 году при участии «Мемориала» был разработан и принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий». В дальнейшем организация проделала огромную работу по исследованию сталинских преступлений, увековечению памяти жертв и историческому просвещению. «Мемориал» проводит всероссийский конкурс школьных сочинений на тему репрессий и ежегодную акцию «Возвращение имен».

В 1992 году был учрежден Правозащитный центр «Мемориал». Во время обеих чеченских войн эта организация документировала военные преступления и нарушения международного гуманитарного права, оказывала правовую помощь пострадавшим. В июне 1995 года группа Сергея Ковалева вела переговоры об освобождении заложников в Буденновске.

С 1996 года под эгидой «Мемориала» работает сеть юридических консультаций «Миграция и право».

После убийства Натальи Эстемировой и фабрикации уголовного дела против Оюба Титиева «Мемориал» вынужден был закрыть свое отделение в Чечне. Жестоким репрессиям подвергся руководитель карельского «Мемориала» Юрий Дмитриев. В 2013 году организацию объявили «иностранным агентом» и стали выписывать штрафы, общая сумма которых составляет несколько миллионов рублей.

От KaligulBorhes

"How long, ignoramuses, will you love ignorance? How long will fools hate knowledge?"