T.me Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводит опрос сограждан об их реакции на потенциальное поражение в войне с Украиной, о всевозможных страхах, в том числе в связи терактами, а также «утратой национальной идентичности россиян» и так далее, сообщают СМИ.
Всего в перечне около 20 вопросов, которые будут задаваться одним и тем же респондентам в течение года. При этом респонденты стимулируются денежно, хотя и довольно умеренно: за каждый пройденный им обещают по 70 рублей (менее доллара по текущему курсу).
По мнению опрошенных экспертов, заказчиком исследования выступила администрация президента (АП) России. ВЦИОМ известна как прокремлевская структура.
В числе предлагаемых респондентам подсказок на ответы есть такие: «России необходима смена элит», «Затягивание спецоперации на Украине – это результат предательства российских чиновников и генералов», «Я очень устал от специальной военной операции».
Есть варианты и похлеще: «Дело зашло так далеко, что, если Россия не победит в спецоперации, россиян просто уничтожат», «Когда само существование России поставлено на карту, ради успеха специальной военной операции оправданы любые средства»…
Другая часть вопросов ВЦИОМа посвящена страхам россиян. Спектр предложенных ответов разнообразен: от вымирания населения, крупных терактов, гражданской войны и революции до всеобщей мобилизация, установления диктатуры и массовые репрессий, войны с НАТО, экономического кризиса, а также утрата россиянами национальной идентичности.
Преподаватель факультета социальных наук, Карлов университет, Прага Дмитрий Дубровский уверен, что опрос явно проводится по заказу администрации президента России.
По его оценке, исследование носит больше пропагандистский и конъюнктурный характер, чем социологический.
«Там много “прекрасных” вопросов, среди них такой: «Затягивание спецоперации на Украине – это результат предательства российских чиновников и генералов»? – говорит он. – Сама по себе формулировка взята почти буквально из лексикона (ультра-патриотических) военкорров: набор штампов и пропагандистских клише. Социологический вопрос всегда должен быть максимально нейтральным. А здесь просматриваются очевидные подсказки: “затягивание”, “предательства”».
Ощущение такое, что опрос вдруг взялся проводить военкорр, который вставляет в вопросы своё возмущение и раздражение ситуацией, рассуждает Дмитрий Дубровский: «Грубо говоря, дали порулить этим рассерженным патриотам. Едва ли не каждая формулировка уже на уровне истерики: «россиян просто уничтожат», «существование страны поставлено на карту»… Для соцопроса это анормально, чрезмерно эмоционально. К тому же вопросы так сформулированы, чтобы получить нужные (властям) результаты. Когда вас спрашивают «существование России поставлено на карту», вы уже не смотрите на вторую часть вопроса: «…ради успеха спецоперации оправданы любые средства». Поэтому кому-то (из высокого начальства) положат на стол итоги опроса с выводом: люди ради существования России, конечно, готовы на всё. И это станет оправданием любых средств ведения войны».
Как представляется эксперту, это якобы социологическое исследование на самом деле – фактически пропагандистский механизм: «ВЦИОМ давно перестал быть для меня социологической службой, а стал инструментом обслуживания правящего агрессивного режима. Они пытаются заложить меседж в сам вопрос. А вот про опасение в связи с установление диктатуры – звучит уже почти смешно: она в стране давно установлена, хотя репрессии пока не массовые. Набор размазанных страхов не скажет нам, строго говоря, ничего об обществе, он больше говорит о том, чего хочет заказчик».
В этом контексте результаты опроса, по мнению Дмитрия Дубровского, как раз вторичны. «Потому что никто из социологов всерьез такие вопросы не сможет интерпретировать. Ведь если вы криво задаете вопрос, то получаете на него кривой ответ. Но в любом случае результаты не обнародуют, конечно… Помните у Шварца: он переставил себе кожу с задницы на лицо и с тех пор пощечину называл шлепок. Так вот, господин (Валерий) Федоров (глава ВЦИОМ) давно сделал себе подобную косметическую операцию, поэтому ему совершенно ничего не страшно. Он делает вид, что он социолог местами и изображает собой ученого, во всяком случае – профессионала. Однако этот опрос все-таки на редкость очевидная заказуха. Такие вопросы неудобно задавать, я уже не говорю про анализ ответов. Чего тут анализировать?» – резюмировал эксперт.
Социолог и журналист Игорь Яковенко согласен, что заказчик опроса – администрация Владимира Путина. На его взгляд, других заказчиков по исследованиям на политические темы у ВЦИОМ, как и у ФОМ, не бывает.
«Эти структуры всё делают в интересах путинского фашистского режима, и они полностью легли под него практически сразу, – подчеркнул он. – ВЦИОМ – после того, как его возглавил Федоров, тогда окончательно и произошла национализация. А АП с самого начала была клиентом ФОМ. Так что здесь всё очевидно: заказчик – Кремль».
В какой-то степени опрос привязан к предстоящим президентским выборам, полагает Игорь Яковенко: «Собственно говоря, выборы как таковые, конечно, не имеют никакого значения. Но, как всегда бывает, в ходе выборов какие-то сотрудники администрации пытаются поднять свой статус, свою значимость, объяснить, что именно они внесли наибольший вклад в победу президента… Так что это связано с этим электоральным мероприятии, хотя результаты его предрешены. Собственно, и АП не нужна для того, чтобы Путин получил сто процентов голосов. Достаточно одной (Эллы) Памфиловой (главы центризбиркома)».
Сам факт наличия провокационных вопросов приведет к тому, что основная масса потенциальных респондентов просто откажется отвечать, также заметил журналист и социолог: «А оставшиеся ответят так, как надо. И ВЦИОМ и ФОМ – структуры, которые уже имеют очень мало отношения к социологии. Поэтому, какой будет результат, целиком зависит от того, что надо заказчику. Если заказчику нужно узнать более-менее объективное состояние общественного мнению, результаты подтасуют. Потом итоги опроса могут скрыть, могут опубликовать, могут не опубликовать. А могут показать заказчику одно и опубликовать другое. Это уже вопрос конъюнктуры. Повторяю: данный опрос не имеет ни малейшего отношения к социологии и опросам общественного мнения», – заключил Игорь Яковенко.
В путинской системе видимость играет более важную роль, чем реальность и задачей режима является контролировать и направлять эту видимость