T.me Совет Федерации на пленарном заседании в среду, 7 февраля, утвердил резонансный законопроект о конфискации имущества за «фейки» о российской армии.
За проект, который на прошлой неделе единогласно приняла Госдума и который теперь отправится на подпись президенту Владимиру Путину, проголосовали все присуствовавшие на заседании сенаторы.
Документ позволяет конфисковать деньги, ценности или иное имущество, «используемые или предназначенные для финансирования преступной деятельности», за распространение «заведомо ложной информации о Вооруженных силах России и призывы к осуществлению «действий против безопасности государства».
Накануне законопроект поддержал комитет Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству. Его председатель Андрей Клишас сообщил, что после первого чтения в документ были внесены поправки. «Конфискации подлежит то имущество, которое было нажито в результате преступной деятельности, либо то имущество, которое служит орудием совершения преступления», — пояснил Клишас.
Первый зампред конституционного комитета Совфеда Владимир Полетаев подчеркнул, что конфискация является мерой, направленной на предотвращение совершения преступлений и «профилактическое воздействие» на граждан. Конфисковать имущество и ценности планируется у тех, кто виновен «в совершении преступлений против безопасности Российской Федерации», подчеркнул он.
В общей сложности закон о конфискации и лишении почетных званий коснется более десятков составов УК РФ. Помимо фейков об армии (ст. 207.3 УК) и призывов к к различным действиям против госбезопасности (ст. 280.4) в их числе — реабилитация нацизма (ст. 354.1), осуществление деятельности нежелательной организации, дезертирство, наемничество.
Тот факт, что закон о конфискации коснется призывов к деятельности против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ), говорит о том, что с его помощью власти намерены «заткнуть рот» своим критикам, говорила ранее The Moscow Times юрист правозащитного проекта «ОВД-Инфо» Мария Чащилова. «Как бы авторы законопроекта ни пытались интерпретировать поправки, но преследование по перечисленным в нем статьям носит политически мотивированный характер», — отмечает она.
Наталья Морозова, юрист центра защиты прав человека «Мемориал», указывала, что закон нацелен на тех, кого власти считают «беглыми нацпредателями». Кроме того, станет больше возможностей наложить арест на имущество, «находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия».
Изъятые у осужденных за «фейки об армии» и по другим статьям за «преступления против безопасности государства» деньги, ценности и имущество могут направить на поддержку военнослужащих и их семей, говорилранее первый зампредседателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Ющенко. По его словам, «куда и на каком основании» будут тратиться конфискованные средства, «определит государство».