Регулярно встречаю в интернете статьи, в которых озвучивается достаточно парадоксальная мысль — якобы в СССР его главная республика РСФСР «всех «кормила», но при этом якобы больше всего проиграла от распада СССР. Казалось бы — ну, отделились «нахлебники», так только радоваться нужно! Но нет — почему-то именно в современной России можно заметить наиболее сильную тоску по СССР, пишет в своем блоге Максим Мирович.
Что самое интересное — и россияне, и белорусы, и таджики в СССР были одинаково бедными — так как не видели реальных средств, которые зарабатывали на своих работах — огромную часть их доходов попросту «экспроприировало» советское государство, рассказывая при этом сказки о какой-то «свободе». Хотя на самом деле эксплуатация человека человеком была в СССР не в пример выше, чем в царские времена.
Вспомнить даже чисто бытовые вещи — прямо в Минске было несколько заводов, которые производили бытовую технику (телевизоры, стиральные машины, холодильники), но вот парадокс — в местных магазинах всё это было невероятным дефицитом? Почему? Попросту потому, что всё уезжало в Москву. А знаменитая рогачёвская сгущёнка появилась на беларуских прилавках только после 1986 года — когда в РСФСР испугались Чернобыля и перестали её выгребать.
В общем, в сегодняшнем посте мы посчитаем, кто и кого кормил в СССР.
Сколько на самом деле зарабатывал советский человек.
Для того, чтобы разобраться в вопросе, кто и кого содержал в СССР, для начала нужно взглянуть на то, как в стране распределялось общее благо, сформированное всеми трудящимися жителями. Фанаты совка обычно любят рассказывать про какой-то «общий котёл», в который все кладут, а потом мама-сорока оттуда всем раздаёт поровну.
Что ж, давайте посмотрим, что за «общий котёл» это был. Согласно докладу ООН, союзные республики в 1990-м году имели следующий ВВП:
В современной экономической системе годовой ВВП на душу населения, разделенный на 12 месяцев показывает примерную среднюю зарплату в стране (ради интереса, можете проверить это в «Википедии», работает со всеми странами с погрешностью не более 20%), и это логично — сколько человек произвёл продукта, столько и получил в виде дохода. Но в СССР всё было совсем иначе. Скажем, согласно таблице, средний белорус в 1990-м году должен был иметь зарплату в $1300, что по «официальному советскому курсу доллара» должно было составлять 2166 рублей в месяц, а по неофициальному — ещё больше.
Однако средняя зарплата в СССР (в том числе и в БССР) не превышала сумму в 140-150 рублей. А где остальное? Фактически, все остальные заработанные деньги у человека отбирало государство. Уже одно только это ставит крест на фантазиях о том, что в СССР кто-то кого-то «кормил» — это простые рабочие и крестьяне за свои кровно заработанные деньги содержали непомерный госаппарат, который этими деньгами сорил направо и налево.
Бюджеты союзных республик.
Далее в своих рассуждениях фанаты СССР, которые силятся доказать, что РСФСР якобы «всех кормила», показывают на разницу в ВВП РСФСР (17,5 тысяч долларов на душу в 1990 году) и например Таджикистана (5,5 тысяч долларов на душу). Якобы раз в РСФСР доходы были выше — то это значит, что эта республика кормила остальные.
Однако это тоже неверные рассуждения. ВВП Таджикской СССР на душу населения означает, что средняя зарплата там в 1990-м году должна была быть около $458 в месяц — однако таджики получали в среднем всё те же 140-150 советских рублей. Фактически это означает лишь то, что советская бюрократия точно так же обирала таджиков, как обирала россиян и белорусов, просто имела с них денег несколько меньше. Ещё раз, для непонятливых — в 1990-м году каждый средний таджик зарабатывал для СССР своим трудом $5500 в год, а на руки получал какие-то копейки.
Где деньги, Зин?
Вы спросите — а куда же девалось остальное? Заработанные деньги шли на содержание огромного числа дармоедов, которые расплодились при советской власти в великом множестве — рядом с относительно успешными заводами в стране сотнями и тысячами работало множество убыточных, дотационных и попросту ненужных предприятий, работники которых работали по принципу, описанному у Венчеки Ерофеева в бессмертной поэме «Москва-Петушки» — «Мы им два раза в месяц соцобязательство — они нам раз в месяц зарплату». «Работа» бригады при этом заключалась в том, что рабочие то откапывали, то закапывали в землю один и тот же кабель, получая за это зарплату и беспросветно бухая.
Кроме этого, невероятное количество денег без спроса народа тратилось на всевозможные военные авантюры, вроде войны в Афганистане, а также на поддержку всяких бандитов в заморских Брухтаниях — стоило в какой-нибудь восточной, латиноамериканской или африканской стране объявится крупной банде, которая начинала воевать с прозападным правительством — как в СССР эту банду тут же объявляли «борцами за свободу», после чего начинали контейнерами слать им оружие и материальную помощь.
То, как функционировало «перераспределение средств» в СССР, можно хорошо представить на бытовом примере. Представьте подъезд, в котором есть 10 квартир. Из всего подъезда реально работаете только вы и ваш сосед — зарабатывая в месяц по $1500. В подъезде есть управдом по фамилии Швондер, который забирает у вас заработанные деньги, выдавая на руки лишь по $100 в месяц. Остальные $1400 тратятся на поддержку Васи-алкоголика из первой квартиры, такого же алкоголика Пети из третьей, часть денег разворовывается, а $400 тратятся ежемесячно на поддержку и покупку горячительного раззалупившимся буянам-алкашам из соседнего подъезда, что борются за право писять у лифта и воровать лампочки.
Кстати, стены в вашем подъезде всегда облуплены, а на вопросы о ремонте управдом многозначительно поднимает палец к небу и начинает петь нашид о международной положении.
Ветчина для диктатуры пролетариата.
В общем, как видите, никакой «кормёжки» одних республик другими в СССР не было — советские граждане по всему СССР одинаково недополучали за свою работу — варьировался лишь размер средств, которые советская бюрократия у них отбирала. Но в теме про то, кто и кого кормил в СССР, есть ещё один любопытный аспект — а кто, собственно, в СССР производил продукты и кого ими кормил?
Львиная доля всей мясо/молочной продукции в СССР производилась в Прибалтике, Беларуси и Украине — в этих странах ещё до 1917 года (а в некоторых частях этих стран — и до 1939-го) существовали отличные частные местные производства, которые делали отличные колбасы, сыры, творог и другие продукты. После переворота 1917 года большевики попросту отобрали эти предприятия у законных владельцев и начали что-то там делать — так произошло, к примеру, со многими белорусскими пивоварнями, мясокомбинатами и масло-сыр-заводами.
И вот что самое интересное — местное население республик в советское время практически не видело продукции местных мясокомбинатов и других продуктовых заводов. О том, что есть такой продукт, как ветчина и балык, я узнал только в 1991-1992 году, хотя и во времена СССР местные белорусские предприятия всё это производили — но отправляли неизвестно куда. Буквально в 100 километрах от Минска мог работать мясокомбинат — а в городе в мясных отделах были пустые полки. Куда уходили все эти продукты — мне неизвестно до сих пор, так как судя по фото — точно такие же пустые полки были и в других частях СССР. Видимо, вся продукция шла на «спецпайки» для номенклатуры…
Вот и получается, что вся страна работала на советскую номенклатуру — кормя их, обувая и одевая, да ещё и спонсируя их политические авантюры.