T.me В Соломенском райсуде Киева сержант российских танковых войск 21-летний Вадим Шишимарин полностью признал вину в убийстве мирного жителя на первом заседании по существу дела, сообщают «Ґрати».
Прокурор Андрей Синюк огласил фабулу уголовного дела: 24 февраля Шишимарин, будучи командиром отделения 13-го Шепетовского гвардейского танкового полка 4-й танковой Кантемировской дивизии (место постоянной дислокации полка — Наро-Фоминск Московской области), вместе с другими военными из своего полка выдвинулся из города Грайворон в Белгородской области и пересек украинскую границу в Сумской области. 24-26 февраля они двигались по украинской территории, неоднократно попадая под огонь ВСУ. Тогда российское военное руководство приказало сформировать колонну из БМП, КАМАЗа, двух бензовозов и еще одной БМП. Утром 28 февраля в Охтырском районе Сумской области колонна двинулась к границе с Россией — от места неподалеку от села Камыши к пгт Чупаховка.
Неподалеку от села Гринченково украинские военные разбили колонну, уничтожив БМП и КАМАЗ. 15 российских военных остались без транспорта и разделились на несколько групп. Возле Чупаховки группа из пятерых военных, в составе которой был Шишимарин, обстреляла машину «Фольксваген-Пассат», за рулем которой был мирный житель В.О. Орехов, и захватила ее — Орехов покинул автомобиль и спрятался. По дороге, возле дома № 52 по улице Лебединского они увидели 62-летнего Александра Шелипова, который говорил по телефону. Военный по фамилии Пуфаков приказал Шишимарину убить Шелипова, тот несколько раз выстрелил в него из автомата, и мирный житель скончался от пулевого ранения головы. Шелипов погиб в нескольких десятках метров от своего дома.
Далее по дороге россияне встретили ВАЗ-2109 — машина ехала им навстречу, за рулем автомобиля был местный житель по фамилии Кузьменко. Военные отобрали у него машину, но возле села Камыши наткнулись на бойцов местной самообороны. Украинцы убили Пуфакова. Остальные россияне спрятались, а затем сдались в плен.
По словам Синюка, обвинение намерено доказать виновность Шишимарина: вызвать в суд свидетелей, представить протоколы следственных действий и другие доказательства. Другой прокурор, Ярослав Ущапивский, перечислил вещдоки, которые есть у стороны обвинения: это телефон, по которому разговаривал Шишимарин, и пять автоматов российских военных.
Шишимарин обвиняется по части 2 статьи 438 УК Украины (нарушение законов и обычаев войны, сопряженное с умышленным убийством) — ему грозит от 10 до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение. Офис Генпрокурора Украины назвал Шишимарина первым российским военнослужащим, обвиненным в нарушении законов и обычаев войны.
После прокурора выступил адвокат Виктор Овсянников. «После 24 февраля наша страна стала другой. В нашем обществе очень сильный накал. Наши граждане дают отпор агрессору. Эта ситуация отобразилась и на нашей работе. Но прошу подходить к этому делу с холодной головой. Мы морально и юридически не имеем права руководствоваться только нашими чувствами. Украина, в первую очередь, правовая страна», — заявил он и призвал судей «очень тщательно оценивать доказательства и показания свидетелей и руководствоваться исключительно своими внутренними убеждениям».
Шишимарин отказался от вступительного слова.
Тройка судей объявила о перерыве в процессе до четверга, сославшись на наплыв журналистов: в зале присутствовали более 150 представителей СМИ.
Подготовительное заседание по делу Шишимарина состоялось 13 мая.
Обвиняемый прописан в Усть-Илимске Иркутской области. СБУ публиковала видео допроса пленного. «Мне приказали выстрелить, я выпустил в него автоматную очередь, он упал. Мы поехали дальше», — говорил он.