T.me Думающие, что масштабная война России против Украины никак не может отразиться на Израиле, сильно ошибаются. Те, кто успокаивают, что максимальный ущерб от такого вторжения – лишь неудобства для 20 тысяч религиозных паломников при посещении Умани, живут в иллюзорном мире, оторванном от реальных и глобальных процессов в экономике и политике.
Да, между Иерусалимом и Киевом есть дистанция в 3000 километров. Может, именно поэтому большинство израильтян не ощущают и не понимают, насколько их нормальная жизнь связана с Украиной, а в некоторых аспектах даже зависит от мира и стабильности в Украине.
Давайте посмотрим на факты и цифры: как может ударить по Израилю прогнозируемое разведками США и Великобритании крупномасштабное вторжение России в Украину? Если война нарушит бизнес-связи, если украинское государство как таковое окажется под угрозой существования — как это отразится на ежедневной жизни и на кармане рядовых израильтян?
Израиль ждут «десять казней украинских»:
1. Украина уже более десятилетия является главным поставщиком зерна для Израиля. Поставки из Украины составляют почти 50% израильского потребления зерна и других злаковых. Чтобы ощутить потерю украинского зерна, просто отломите половину сэндвича вашего ребенка или половину буханки, которую вы купили на завтрак – и спрячьте подальше, вне своего доступа — потому что у вас больше не будет этого хлеба.
2. Очень большая часть потребления кукурузы и продуктов из неё в Израиле обеспечивается поставками из Украины. Израиль ввозит украинскую кукурузу более чем на 200 миллионов долларов ежегодно. Без Украины израильтяне могут забыть о десятках продуктах из кукурузы.
3. Кроме пшеницы и кукурузы, Израиль импортирует из Украины большие объемы ячменя, рапса, сои, а также шрота (отходы агропереработки), патоки, отходов производства пива и водки, люцерны в тюках. Украина поставляет в Израиль весомую долю кормов для коров и телят, кур и индюков, для разведения рыбы и лошадей. Общий объем аграрного экспорта Украины в Израиль – более 400 миллионов долларов ежегодно. Израильская пищевая промышленность, животноводство и молочная индустрия теснейшим образом зависят от поставок из Украины.
Удар по Украине отразится на этих отраслям, а затем и на израильтянах – точнее, содержимом наших тарелок, чашек и карманов.
4. Украинское зерно покрывает 24% всех потребностей Египта и — внимание! — 50% всего зерна, получаемого Ливаном. В случае перебоев, а тем более отключения украинского рынка в условиях военного хаоса, южный и северный соседи Израиля ощутят сильнейшие удары по их продовольственной стабильности. В этих странах может разразиться голод, который еще больше подстегнет радикализацию широких масс арабского населения. Что, в свою очередь, усилит военную опасность для Израиля.
5. Украина обладает самыми плодородными землями в мире – знаменитыми чернозёмами. Эта страна за последнее десятилетие стала крупным игроком на рынке продовольствия в глобальном масштабе. По прогнозу Министерства сельского хозяйства США, Украина в 2022 году даст 12 % мирового экспорта пшеницы, 16% мировой кукурузы, 18% ячменя и 19% мирового объема рапса.
Кстати о рапсе: это и масло канола, и добавки в дизельное топливо, и добавки в корма для животных; олеиновые кислоты из рапса используются от фармакологии до линолеума.
Насильственное «выбрасывание» Украины с мирового рынка продовольствия из-за военной агрессии России, или даже просто временные задержки с севом, жатвой, переработкой и поставками, создадут эффект цунами в глобальном масштабе. Это ударит не только по Израилю, но и по всей дуге государств от Северной Африки до Персидского залива и южной Азии, которые являются потребителями украинского экспорта.
6. Две трети агропродукции Украины выращивается именно в восточных и южных областях этой страны – то есть в регионах, которые наиболее близки к потенциальным ударам со стороны России.
7. Главные порты, из которых украинский экспорт идет в Израиль и на Ближний Восток, это Одесса и Мариуполь, которые указаны американской разведкой как потенциальные цели российского вторжения. Блокада этих портов Украины на Черном море российской армией и флотом остановит вывоз не только агропродукции, но и металлургический экспорт. Между тем, ежегодно Израиль импортирует из Украины горячекатаную сталь, стальные прутья, ферросплавы, трубы, стальные заготовки, металлоконструкции, а также лесоматериалы, фанеру и древесные плиты на 120 миллионов долларов. Они крайне важно для строительной отрасли Израиля.
Александр Павлов, глава Делового Совета «Украина-Израиль» и ведущий советник украинского подразделения многомиллиардного инвестиционного фонда «Сигма Блейзер» из Техаса, более 20 лет активно участвует в бизнес-связях Украины с Израилем. Он рассказывает, что железная арматура, разные стальные профили, опорные колонны и подобные товары из Украины используются в Израиле для строительства портов, гидротехнических сооружений, военных объектов, аэропортов, высотных зданий, объектов промышленности, тоннелей, железнодорожных и трамвайных линий – везде, где применяются железобетонные конструкции. Листовой металл из Украины используется в Израиле для транспорта, конвейерных линий, мусорных заводов, металлообработки.
«В случае войны (против Украины) заменить всю эту номенклатуру будет крайне непросто. И цена станет уже не такой выгодной для израильских импортеров, и логистика доставки будет однозначно дороже. Так как ближайшие такие «супермаркеты» — или в зоне евро, или у врагов Израиля, или находятся очень далеко, или плохого качества, или не тех стандартов, не того ассортимента и не в том количества», — считает украинский эксперт.
Добавим: если на рынке металлоизделий существует хотя бы теоретическая опция замены Украины, то на рынке продовольствия и агроиндустрии замену Украине найти почти невозможно. Особенно в условиях глобальной нехватки продовольствия и сезонной природы созревания и производства продуктов питания.
Всё это приведёт к тому, что, в случае большой войны против Украины, на Израиль обрушится такой рост дороговизны, на фоне которого сегодняшние наши стенания о повышении цен покажутся израильтянам «детскими забавами». Помимо еще более резкого взлета цен на продукты питания, израильские стройки замедлятся, а некоторые остановятся из-за нехватки материалов. Так же будут буксовать и откладываться на многие годы инфраструктурные проекты национального значения.
8. Кстати, рынку недвижимости не станет лучше, если в Израиль перестанут приезжать строительные рабочие из Украины – в рамках квоты на 2000 человек. Люди, взявшие ипотечные ссуды под новое строительство, будут дольше ждать своих квартир, и дороже заплатят за них. Рост цен на недвижимость ускорится.
И это мы еще не упомянули о потенциальной волне беженцев из Украины в условиях военного напряжения!
9. Израильский хайтек, один из локомотивов нашей экономики, уже давно ощущает нехватку десятков тысяч специалистов. Это привело к тому, что Украина стала для Израиля главным субподрядчиком в этой сфере: почти 45% израильского ауторсорсинга в хайтеке базируется в Украине.
По израильским заказам задействованы 10-17 тысяч программистов. Некоторые эксперты говорят о почти 20 тысячах украинских программистах, выполняющих заказы компаний Израиля. Это надежный и квалифицированный тыл израильского хайтека. Это многомиллиардный рынок, и сегодня израильские стартапы, включая «единорогов», связаны крепкой «пуповиной» с украинскими субподрядчиками в Киеве, Харькове, Днепре и Одессе — именно в тех городах, к которым устремляются стрелки российских боевых ударов на картах различных военных прогнозов.
Уже сейчас израильские компании обсуждают с украинскими партнерами сценарии релокации – например, в Польшу. Но всем очевидно, что в случае горячей стадии и крупномасштабного вторжения, будут перебои и серьезные задержки в развитии многих проектов израильского хайтека.
10. Сосредоточенность США, Великобритании и стран ЕС на проблемах Украины отвлечет их внимание и ресурсы от угрозы Ирана. А Тегеран, в свою очередь, под шумок войны в Восточной Европе может сделать рывок к ядерному оружию. Позиция коллективного Запада может повернуться в сторону большей уступчивости к иранской ядерной программе – мол, «это менее важно и менее опасно, чем конфликт Россия-Украина».
В результате этого Израиль может остаться один на один с ядерной угрозой со стороны Ирана — в ситуации, когда кому-то в Белом Доме может показаться выгодным пренебречь интересами безопасности Израиля.
В Сирии между Израилем и Россией давно выработалось негласное сотрудничество — с общими целями: наведение порядка в стране и удаление иранского влияния из Сирии.
Цви Маген, имеющий опыт работы послом Израиля в обеих странах — и в России, и в Украине, заявил на днях, что, хотя на данный момент Израиль и Россия придерживаются одинакового подхода к иранскому вопросу, эта общность взглядов может легко измениться, если нынешняя напряженность вокруг Украины перерастет во всеобщий кризис между Россией и Западом.
Цви Маген прогнозирует, что в случае такой тотальной конфронтации России потребуются новые союзники — такие как Китай и Иран, и поэтому Израилю следует опасаться этого сценария.
Президент США Джо Байден сейчас ищет замену российскому газу для Европы — в случае нападения Москвы на Украину и в случае отключения поставок газа по трубам «Северного потока-2» из России в ЕС. Поэтому американский лидер активно продвигает Катар с его огромными запасами газа. Эмир Катара 1-го февраля 2022 года уже обсуждал эти стратегические планы в Белом Доме.
Но Катар финансирует исламский радикализм во многих странах мира. Катар является одним из главных доноров ХАМАСа, который регулярно осуществляет террористические нападения и ракетные атаки против Израиля из сектора Газы.
Подъём Катара до роли главного партнера США в арабском мире разрушит важнейшее достижение 2020 года – «Соглашения Авраама», создавшие ось США-Израиль-умеренные монархии Персидского залива. Антииранский фронт рухнет, оставив Израиль один на один с проблемами его безопасности и выживания.
Все эти «десять казней» вполне могут произойти – при одном большом «если». Если Россия решится на крупномасштабное вторжение в Украину. Поэтому в Израиле должны молиться за стабильность Украины, прилагая максимум усилий для предотвращения агрессии против этой страны и для установления крепкого мира в этом регионе Восточной Европы.