В Минске начали судить Марию Колесникову и Максима ЗнакаВ Минске начали судить Марию Колесникову и Максима Знака

Минский областной суд начал рассмотрение уголовного дела соратников бывшего кандидата в президенты Виктора Бабарико — Марии Колесниковой и юриста Максима Знака. Процесс проходит в закрытом режиме.

Перед началом заседания в зал пустили журналистов, сообщает «Sputnik Беларусь». Колесникова танцевала в «аквариуме» и показывала руками сердечки.

К суду пришел отец политзаключенной Александр Колесников. Он заявил, что преследование его дочери — политическое. «В моем сердце эти статьи (по которым судят Колесникову. — Ред.) являются политическими. Какой заговор, какой экстремизм? Моя дочь никогда не была экстремисткой», — подчеркнул он.

Колесников пожаловался, что с момента похищения ни разу не виделся с дочерью: он написал «может, 15 прошений о свидании» и ни разу не получил разрешения.

Накануне «Дождь» опубликовал интервью с Колесниковой. Политзаключенная рассказала, что ей несколько раз «в разных формах» предлагали сотрудничать со следствием и написать прошение о помиловании в обмен на освобождение.

«Я сама предлагаю инициировать диалог, переговоры, чтобы прекратить противостояние в обществе. Меня «услышали» и предложили сниматься в кино а-ля Роман (Протасевич. — Ред.)», — сообщила политзаключенная. По словам Колесниковой, она согласилась дать интервью пропагандисту с гостелеканала ОНТ Марату Маркову, который «интервьюировал» бывшего главреда Nexta Протасевича, но с условием, что она расскажет «шокирующую правду о похищении, следствии и беспределе в тюрьме». После этого гостелеканалы с ней не связывались.

Колесникова сомневается в том, что Кремль поддерживает режим Александра Лукашенко. «Никто не допускает мысли, что руководство РФ доверяет Лукашенко или хоть на йоту верит его обещаниям. Мы не знаем, есть ли поддержка на самом деле и в чем она выражается, кроме разговоров о ней. Факты — упрямая вещь: банк «Газпрома» уничтожен, топы в тюрьме, Сапега (подруга Протасевича. — Ред.) в Минске, самолеты в Крым так и не полетели, и так далее. Все разговоры о «поддержке» — пыль в глаза. Но очевидно, что Лукашенко проще на коленях ползти за поддержкой, чем прекратить противостояние в Беларуси. Он, видно, забыл, что жить ему не с Путиным, а с белорусами».

Колесникову и Знака обвиняют по трем статьям УК РБ: части 3 статьи 361 (призывы в СМИ или интернете к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Беларуси; от 2 до 7 лет), части 1 статьи 357 (заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти; от 8 до 12 лет), части 1 статьи 361-1 (создание экстремистского формирования; от 3 до 7 лет).

Дело по статьям 357 и 361-1 было заведено Генпрокуратурой Беларуси на Знака, Колесникову и других членов Координационного совета белорусской оппозиции в декабре.

Колесникова — музыкантка и преподавательница музыки, с 2007 по 2019 годы жила в Германии. В 2020 году возглавила штаб председателя правления «Белгазпромбанка» Бабарико, решившего выдвинуться в президенты. После ареста Бабарико и отказа ЦИКа зарегистрировать его кандидатом Колесникова вместе со Светланой Тихановской и Вероникой Цепкало вошла в объединенный штаб оппозиции, который стал поддерживать Тихановскую.

В августе, после начала протестов, Колесникова вошла в Координационный совет и его президиум. В дальнейшем участвовала в уличных акциях в Минске.

7 сентября Колесникову похитили в центре Минска. Силовики убеждали ее покинуть Беларусь, в противном случае угрожая физической расправой, а затем вместе с членами КС Антоном Родненковым и Иваном Кравцовым вывезли на границу с Украиной. Последних двоих удалось выдворить из страны, а Колесникова порвала свой паспорт, после чего была задержана пограничниками. Через некоторое время ее вернули в Минск и арестовали.

Знак во время предвыборной кампании Бабарико был юристом в его штабе, безуспешно обжаловал в Верховном суде отказ ЦИКа зарегистрировать кандидата. Он также вошел в основной состав КС. В августе Знака несколько раз допрашивали в Следственном комитете по уголовному делу, возбужденному в связи с созданием совета. Один раз он сопровождал на допрос писательницу — нобелевскую лауреатку Светлану Алексиевич, которая вошла в президиум КС. 9 сентября он был задержан в ходе визита силовиков в штаб Бабарико и впоследствии арестован.

От KaligulBorhes

"How long, ignoramuses, will you love ignorance? How long will fools hate knowledge?"