T.me Соединенные Штаты анализируют, какой ущерб Россия может нанести западным странам, если администрация Байдена отключит Москву от платежной системы SWIFT в случае повторного вторжения в Украину, заявила американский сенатор-демократ Джин Шахин, упомянув в числе возможных сценариев прекращение поставок нефти и газа.
Россия сосредоточила у границ с Украиной около 100 000 военнослужащих. В Киеве считают, что это может быть подготовкой к военному наступлению.
«Я думаю, что администрация еще проводит анализ того, какой сопутствующий ущерб может последовать при отключении России от системы SWIFT – как для Соединенных Штатов, так и для наших европейских союзников», – заявила журналистам Шахин.
Отвечая на вопрос о комментариях Шахин, представитель Совета по национальной безопасности (СНБ) сказал: «Оценка потенциальных побочных эффектов и изучение способов их минимизации – это надлежащее управление и стандартная практика».
Отключить Россию непросто еще и потому, что политически это — палка о двух концах. Она несет серьезные риски и для Запада. Вот почему.
Платежи, проходящие через SWIFT, прозрачны для американских спецслужб, и полный уход российских международных банковских расчетов из западной электронной системы в альтернативную тень усложнит жизнь разведке США.
Но это полбеды. Есть и глобальные последствия.
Запад долго создавал институты глобализации, вроде МВФ и Всемирного банка, и использование одного из инструментов объединения мира в политических целях приведет к фрагментации и торможению на том пути, который мир под руководством Запада избрал для себя после Второй мировой войны.
Первые признаки уже налицо — Россия и Китай сокращают долю доллара в расчетах и резервах и не единожды уже заикались о создании собственной системы межбанковских платежей.
Так что отключение от SWIFT России — одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, ядерной державы и крупнейшего поставщика энергоресурсов в Европу — будет иметь серьезные последствия не только для российской экономики, но и для мирового порядка.
Выражаясь словами ныне отбывающего срок российского экс-министра Алексея Улюкаева, это «безумие и военные действия на самом деле». А также полный разрыв отношений, вплоть до высылки послов, и новая холодная война между Россией и США, предупреждал госбанкир Андрей Костин в январе 2015-го в Давосе.
Чем чревато отключение SWIFT для российских банков и экономики
Бывший министр финансов России Алексей Кудрин говорил в 2014 году, что потеря доступа к SWIFT нанесет стране ущерб, сопоставимый с 5% годового объема ее экономики. Правда, с тех пор Россия подготовилась к такому развитию событий, поэтому удар будет смягчен, но все равно отправит бизнес и банки в нокдаун. По двум главным причинам.
Поскольку все три дата-центра SWIFT находятся за пределами России (в США, Нидерландах и Швейцарии), все сообщения российских банков улетают за границу, даже если свифтовка предназначена другому российскому банку или казначейству российской компании через дорогу.
Поэтому отключение от SWIFT сродни ситуации, когда банку отключили международную телефонную линию или перерезали интернет-кабель, по которому он отдает распоряжения о переводах денег, драгоценных металлов и ценных бумаг со своих счетов в других банках. Неудобно, но не конец света. Можно письмом, конечно, или факсом — но это долго и дорого.
Это первая проблема. Перевод банковского обслуживания в каменный век, удорожание и резкое замедление финансовых потоков в эпоху глобальной торговли и международных технологических и сбытовых цепочек нанесет серьезный удар по бизнесу.
Вторая проблема — репутационная.
Страновые санкции, вынуждавшие SWIFT отключать банки, вводились до сих пор только против Ирана и Северной Кореи. Если Россия окажется в компании отъявленных отщепенцев международного сообщества, то многие западные банки и компании сами откажутся от работы в стране и сотрудничества с российским бизнесом и государством.
Поскольку россияне рассчитываются между собой только в рублях, необходимости отправлять поручения об их операциях в банки-корреспонденты за границей нет, а значит, и отключение SWIFT задержки внутренних рублевых платежей не вызовет.
Аналогичная ситуация с платежными картами. Международные лидеры Visa и MasterCard еще в 2015 году договорились перевести процессинг и клиринг внутрироссийских платежей в Россию. Но если что — в стране есть собственная национальная платежная система «Мир».
Что касается счетов в иностранной валюте, то опять же, отключение банка от SWIFT не заставит вкладчиков конвертировать все сбережения в рубли. Поскольку SWIFT лишь пересылает поручения в банки-корреспонденты, в которых у российских банков открыты соответствующие корреспондентские счета в долларах, евро, фунтах или юанях. То есть, технически отключение от SWIFT лишь затрудняет передачу распоряжений о переводе этих денег на другие счета, но не вынуждает отказываться от них.
Если США и Евросоюз захотят ограничить доступ россиян к долларам и евро, для этого у них есть дубина покрепче отключения SWIFT — прямые санкции против российских банков и компаний, которые лишат их возможности открывать корреспондентские счета в западных банках и, следовательно, проводить валютные операции.
Пока она используется очень избирательно против тех, кого США считают близкими к Кремлю, вроде банка «Россия». А счета, депозиты и расчеты в рублях вообще никак не зависят от международных систем, будь то SWIFT, TARGET2 или «Фейсбук».
К системе SWIFT подключены не страны целиком, а каждый банк в отдельности. Поэтому возможен и половинчатый вариант, когда часть российских банков сохранят доступ к системе даже в случае отключения от нее госбанков и госкомпаний.
Директор российской национальной ассоциации SWIFT Роман Чернов так описывал последствия возможного отключения в интервью «Коммерсанту» в декабре 2014 года, когда бурно обсуждались предложения перекрыть этот канал для российских банков.
«Я вам скажу, что будет: в стране это практически ни на чем не отразится, рядовой клиент банка этого не заметит. А для взаимодействия с иностранными контрагентами альтернативы SWIFT практически нет. Российские компании, российские банки не смогут управлять корсчетами, открытыми в иностранных банках. Может быть, есть варианты — факс, другие допотопные способы передачи сообщений, но это все каменный век», — говорил он.