T.me «Шоковая терапия» от Центрального банка в виде резкого повышения ключевой ставки оказала недолгий эффект на российский валютный рынок.
Доллар и евро снова дорожают на Московской бирже и на торгах в четверг, 31 августа, достигли двухнедельных максимумов. Курс американской валюты поднимался до 96,65 рубля, европейской — до 105,69 рубля. За две недели курсы валют выросли примерно на 2 рубля и отыграли около трети снижения середины августа, которое состоялось после экстренного заседания ЦБ.
«По дрейфу курса очевидно, что притока валюты от торговли по-прежнему не хватает на покрытие оттока капитала», — указывает Егор Сусин, управляющий директор ГПБ Private Banking. Валюту из страны выводят уходящие иностранные компании, граждане, наполняющие счета и покупающие недвижимость за рубежом, а также крупный российский бизнес. Так, «Лукойл» обратился в правительство за разрешением выкупить собственные акции у иностранных инвесторов, а это может привести к оттоку валюты на $5 млрд и надавить на рубль, оценивают аналитики Сбербанк CIB.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов, в прошлом помощник президента по экономике, в начале лета называл оптимальным курсом для экономики 80-90 рублей за доллар. Но вернуть рубль к этим отметкам ЦБ пока не смог, хотя и требовал от крупнейших экспортеров продавать больше валюты, угрожая директивными мерами.
«Похоже, что экспортеры насытились рублями еще в середине месяца, а сейчас вновь придерживают валютную выручку», — говорит аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. По словам Сусина, большая часть валюты остается в офшоре и на внутренний рынок «просто не заходит».
Проблема еще и в том, что внешняя торговля переведена в экзотические валюты вроде индийских рупий, которые «зависли» на счетах в индийских банках. По данным Reuters, речь идет о сумме в $39 млрд — а это практически десятая часть годовых доходов экономики от экспорта ($414 млрд, по прогнозу ЦБ).
Более 40% экспортных сделок проходит «в рублях» и не приносит твердой валюты или хотя бы юаней, которые востребованы для закупок импорта, отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама» Ольга Беленькая: «Такие изменения привели к дефициту валюты на российском внутреннем рынке, что стало одним из факторов ослабления курса рубля с начала года».
Пока 96 рублей за доллар — это новая норма, считает генеральный директор ИК «Иволга Капитал» Андрей Хохрин: «Если же взглянуть на более отдаленный горизонт, даже на год вперед, то слабость рубля более-менее предсказуема и запрограммирована. Стратегическая динамика рубля задана достаточно четко, это динамика долгосрочного ослабления».