T.me Все заметили, как на недавней встрече с министрами внутренних дел СНГ в Минске Лукашенко вдруг заговорил о том, что “жизнь такая бурная сейчас и очень изменчивая” и даже “если Россия рухнет…”. А потом на встрече со своим привычным раскормленным электоратом и вовсе заявил: “Я уже публично начинаю говорить всем вам — вы должны привыкать к тому, <…> что президент будет другой”. Плюс освобождение политзаключенных и ужесточение статьи за оскорбление бывшего президента и членов его семьи. То есть таким образом опытный политический лось посылает явные сигналы номенклатуре и верным сторонникам — типа, будьте готовы и не говорите потом, что я не предупредил.
До того были менее откровенные сигналы. Возвращение в администрацию из Нью-Йорка Наталии Петкевич, не замаранной последними кровавыми годами. Приглашение в Минск на переговоры Великого Магистра Мальтийского ордена — возможно, в качестве ширмы для реальных переговоров с Западом. Наконец, недавнее почему-то одностороннее помилование и возвращение в Германию (“Безвозмездно! То есть даром”) Кригера, спровоцированного белорусскими спецслужбами и приговоренного к расстрелу. Еще одно косвенное свидетельство — участившиеся вдруг атаки на Светлану Тихановскую со стороны явных и неявных агентов лукашенковского режима. С чего бы вдруг опять нападать на курсирующую по заграницам и пока неопасную легальную победительницу президентских выборов 2020 года?
Очень похоже на то, что бессменный диктатор Беларуси наконец собирается покинуть свой дворец, построенный северокорейскими строителями (видел их там в Минске своими глазами) на проспекте Машерова. Кстати, этот проспект ревнивый диктатор переименовал в проспект Победителей, видимо, имея в виду себя и свою шкловскую банду. Есть вариант, что он переедет на заранее подготовленную позицию — в новую резиденцию на месте бывшей станции юных техников на улице Красноармейской. Название этой улицы символично — именно Советскую Белоруссию поручили воссоздать бывшему директору совхоза и депутату-трикстеру его кураторы из КГБ/ФСБ. С задачей он справился отлично, но настолько вжился в образ “президента”, что перестал понимать намеки из Москвы, что пора уходить.
Во время выборов 2020 года в Беларуси Москва намекнула на это материальной и моральной поддержкой аж троих кандидатов в президенты. Если Сергей Тихановский и Валерий Цепкало могли только раскачать ситуацию, то на Виталия Бабарико делались реальные ставки. Во время этой предвыборной кампании бессменный Лукашенко не единожды заявлял, что Москва играет против него. Расчет Кремля был либо на поражение Лукашенко на выборах и нового президента Бабарико, либо на очередное подавление протестов и полную привязку диктатора к Москве.
Во время протестов после отстранения и арестов всех реальных кандидатов и нагло сфальсифицированных результатов выборов Путин подзуживал Лукашенко устроить кровавое побоище по образцу Януковича в Киеве. Тот привычно маневрировал, поначалу ограничился малой кровью, даже подумывал об уходе, но в конце концов вернулся в привычную колею, развернул террор и пересажал всех, кто не успел сбежать или спрятаться.
Резиденция на Красноармейской была построена под назарбаевский вариант для Лукашенко. Конечно, у него есть и варианты поспокойнее: или строящаяся резиденция в Красной Поляне возле Сочи, или дворец в ОАЭ (поближе к спрятанной кубышке), или, наконец, в Китае, за широкой спиной Си.
Как выяснилось, спецслужбы РФ уже вырастили молодого и импозантного сменщика постылому диктатору. Директор Республиканской библиотеки и активный сторонник идей западного русизма Вадим Гигин заранее проходит обкатку на специфических московских ток-шоу Владимира Соловьева. В 2025 году на президентских выборах, по замыслу московских сценаристов, избиратели воодушевятся тем, что облезлого руководителя уже не будет в бюллетенях, и на радостях согласятся на Гигина. Сам Лукашенко последнее время демонстративно ездит по полям и примеряет имидж миролюбивого хозяйственника. При этом время от времени он двигает туда-сюда свои войска, чтобы отбиваться от упреков в несоюзничестве из Москвы.
Может быть, ему даже удалось заручиться поддержкой неагрессивной фракции Чемезова в Кремле, в то время как Николай Патрушев махнул пока на диктатора-шатуна рукой. Ему не до того — пытается руководить из-за кулис плохо управляемой СВО и одновременно не хочет вылететь на крутых поворотах надвигающегося транзита власти. Существующая закрытая от посторонних глаз модель — это засекреченное Политбюро 2.0 (публике вместо реального его состава показывают редкие заседания Совета Безопасности с полуотставленным Шойгу и изредка возникающими Медведевым и Ивановым). В чекистском стиле Патрушев засекретил и свою роль серого не кардинала, но генсека этого серого Политбюро, открыто обозначив ее лишь однажды в своей памятной черной траурной речи.
В преддверии транзита в Москве ключевой традиционно считается позиция премьер-министра. Любимец Пекина Мишустин малозаметен. Популярный телеграм-канал недавно даже сообщал, что против Мишустина ФСБ и Следком ведут оперативные мероприятия. Если это даже только вброс, то налицо открытая атака на премьер-министра. Серому генсеку пока не удалось продвинуть сквозь Политбюро на место Мишустина своего сына Дмитрия. Вместо того реальное руководство правительством все заметнее передается в руки первого зама Мишустина Дениса Мантурова. Так любимец Чемезова вскорости может стать премьером и оказаться в шаге от практически вакантной президентской должности.
Говорят, что взамен Патрушев рассчитывает при транзите контролировать Госсовет с расширенными властными функциями, в котором наконец относительно открыто, а не под ковром, как сейчас, будут сталкиваться противоборствующие властные фракции.
В Кремле период эйфории во время уверенности в предстоящей победе друга Трампа в США резко сменился настроением “шеф, всё пропало!” после неожиданного ухода Байдена из гонки. Теперь поражение Трампа в Кремле считается неизбежным, хотя в США это далеко не очевидно. Тем не менее, Патрушев не отменяет запланированных операций по скрытой поддержке Трампа, но целью их теперь будет не победа путинского дружбана, а создание политического хаоса в США, как изначально и было задумано в РФ в 2016 году.
Победа Трампа была приятным сюрпризом и результатом не интеллектуальных усилий российских спецслужб, а скоординированной работы лучших израильских специалистов по таргетированию избирателей, при этом российские дата-центры и хакеры ГРУ обеспечивали только техническую поддержку.
После победы на выборах, говоря об иностранном вмешательстве, Трамп был откровенен: “Я думаю, это была Россия, и я думаю, что это могли быть и другие люди и страны. Тех, кто вмешивался, могло быть много”. Он точно знал, что процессом в Израиле руководил сам Нетаньяху (см расследование 2023 г. в The Nation). Поэтому после своей неожиданной победы Трамп, строго следуя своему твердому принципу quid pro quo (или, по-русски, “ты — мне, я — тебе”), не остался в долгу и перенес американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим.
Если в этом году Трамп проиграет, у него теперь есть план Б — он и его сторонники не собираются признавать итоги выборов в колеблющихся штатах. Для этого ведется соответствующая подготовка, и Трамп как-то проболтался, что ему теперь даже не нужны голоса избирателей. Так что выборы в США по-любому будут весёлыми.
Как бы ни пытались поклонники Трампа показать, что Украине при нем будет только лучше, никто в Европе в это не верит. Да, Патрушева устраивали закулисные договоренности об ограничениях на боевые действия с Джейком Салливаном, советником президента США по национальной безопасности. Если к власти придет Камала Харрис, Салливана должен сменить Фил Гордон, нынешний советник Харрис по внешней политике. Это на практике может означать конец прежним закулисным неформальным договоренностям. Хотя они посыпались уже и сейчас — после перехода Байдена из активного в предпенсионный период дожития на посту президента. То ли Салливан начал перестраиваться, то ли сам Байден, наконец, убрал ногу с военного тормоза, которую он там держал с момента важнейшей встречи с Путиным в Женеве 16 июня 2021 года. Отвязанный диктатор РФ (российского фашизма, как остроумно расшифровал Владимир Зеленский), похоже, всерьез напугал Байдена, а сам явно ничуть не испугался, что и привело мир к 24 февраля 2022 года.
Резкий транзит власти в США от Байдена к Харрис помог совершить 1 августа беспрецедентный обмен пленных американцев и политзаключенных из тюрем РФ на российских шпионов и профессионального убийцу Красикова из западных тюрем. Патрушев согласился отдать за Красикова Гершковича и Уилана, которых до того придерживал в качестве послевыборного подарка Трампу, как верному другу Путина. Лев Парнас рассказывает, что известие об этой исторической сделке без его участия привело Трампа в бешенство. В предыдущих вариантах сделки Патрушев пытался выменять Красикова на Навального, но придержать у себя американцев, чтобы тем самым подставить Байдена под огонь критики в США накануне выборов. Реализованный обмен удался благодаря сотрудничеству Сергея Чемезова и неизвестных пока структур из бывших и действующих российских разведчиков, противостоящих нынешнему режиму в Москве. К их сожалению, масштаб обмена был сокращен в основном из-за специфических позиций некоторых оппозиционеров.
Сегодня в РФ правят плохо различимый Патрушев и невидимое Политбюро, исполняя ритуальные пляски вокруг второго Путина, а к показному православию добавился самопальный чекистский буддизм — “Будда бессмертен, просто он переходит из одного тела в другое” (Владимир Семаго). Как ни парадоксально, этот фокус удался. Одним удобно клясться именем Путина, другим удобно его проклинать или даже продолжать бояться.
Хотя мне непонятно, как можно не отличить и тем более бояться нынешнего бесцветного статиста, с выражением читающего заготовленные ему листочки, от того ярко выраженного “психопата-харизматика” (определение профессора психиатрии Джеймса Фэллона), который со слезами на глазах восторженно орал о своей победе в 2012 году на Манежной площади или праздновал присоединение чужих территорий на Васильевском спуске возле Кремля в 2022 году.
Так или иначе, неожиданно появились шансы, что Лукашенко может воспользоваться текущим моментом и соскочить с подножки куда-то несущегося православно-буддистского поезда РФ. Тогда Беларусь получит второй шанс обрести свободу.