ДикостьДикость

Для человека естественна дикость?! Но это совершенно неверно!

То, с чем никогда не смогу согласиться:

T.me «Естественным для человека является как раз варварство и дикость со всеми их деривативами в виде ксенофобии, ненависти, зависти, подозрительности, агрессии и так далее. Все, что является моральным антонимом этих страстей, представляет собой как раз искусственный культурный слой (надстройку над “естеством”), поддержание которого в рабочем состоянии требует постоянных и немалых усилий как со стороны каждого отдельного человека, так и со стороны общества в целом» (с).

Увидел я это у Владимира Пастухова. Хорошего политолога, ничего не могу сказать, но вот это… Как-то стало даже не по себе.

Откуда взялась эта странная логика? Откуда вообще идет такое представление о человеке, как об изначально злобном существе, которого лишь «надстройка» делает чем-то приличным?

К сожалению, много откуда. Например, из эпохи Просвещения. Против которой выступать, вроде бы, не положено, поскольку Умберто Эко посчитал отрицание ценностей Просвещения одним из признаков фашизма. Но вот вопрос: а когда получили огромный импульс массовые призывные армии? В эпоху революции, на идеях Просвещения основанной. Уже не говоря о том, что некоторые практики времен правления Робеспьера и Ко вполне были освоены тоталитарными режимами ХХ века. Нет, дамы и господа, есть ценности Просвещения – а есть и то, что стало гирей на ноге.

И вот одна из таких гирь на ноге – отношение к «простецу». Которое выражено даже в языке. Есть нейтральное слово «учеба» — а есть еще и «образование». Придание человеку «образа»? Иными словами, без образования он – «без-образный»? Или даже не до конца «образовавшийся»?..

Я бы, может, этого и не говорил. Да вот только сплошь встречаешь образованных (даже остепененных, имеющих научные степени) людей в таких телепрограммах и ток-шоу, которые и называть-то – с души воротит. Как-то плохо работает в их случае эта «надстройка над естеством»? Видимо, да.

Или вот совершенно иной пример. Иду я по шоссе к автобусной остановке, достаю пачку сигарет, вижу, что там не осталось ничего – и выкидываю в урну. Возможно, у меня на лице промелькнула легкая досада.

Рядом стоят два парня-мигранта – узбеки, судя по всему. Один из них достает пачку, там пара сигарет, протягивает мне. Причем с таким видом, что я понимаю – отказаться нельзя, обижу, надо брать и сказать «спасибо!» Вот так. Совершенно незнакомые люди, совершенно не глядящие, у кого там какая национальность, кто свой, а кто нет.

А ведь в их случае этой самой «надстройки» и вообще, вероятно, не было. Естественные люди. Для которых, видимо, вполне естественна доброта.

И таких примеров очень-очень много.

Откуда еще идет логика «человек изначально зол»? От Гоббса, понятное дело.

Просто поразительно, как просвещенные люди поднимают на щит довольно мракобесного мыслителя, родившегося в XVI веке. Монархиста, сбежавшего от Английской революции в Париж. Человека, не считавшего демократию чем-то хорошим, ибо «черни недоступна большая мудрость». «Элитам», видимо, она доступна – оттого-то именно они, а никакая не «чернь», устраивали войны, в том числе и мировые.

Волк

А вообще, конечно, интересно это рассуждение Гоббса. То есть, эти самые премудрые «элиты» веками держали «чернь» в неграмотном состоянии, а потом следует констатация – «им недоступна мудрость». Ай, как же оно так?! Это «чернь», наверное, виновата…

Лицемерная гоббсовщина напоминает иные, уже более свежие рассуждения. Есть такие «фобы» — любители «посочувствовать» людям иной ориентации: ох, и бедные-то они, и несчастные, и живут в среднем меньше, и добровольно уходят из жизни чаще… Это же точно болезнь! Б****, а почему, а?! А не потому ли, что идет травля – а потом травящие начинают «сочувствовать». Пожалел волк кобылу…

Но вернемся к нашим волкам. Которые, по мнению римского комедиографа Плавта, цитиреумого Гоббсом, имеют отношение к человеческому обществу:

«Если говорить беспристрастно, то оба высказывания верны; человек человеку является своего рода Богом, и верно то, что человек человеку – волк, если мы сравним людей между собой; и во-вторых, если мы сравним города».

Волк

Ну, надо заметить, что Плавт и Гоббс плоховато знали волков. Волк волку – очень часто сотоварищ по стае. Но это не главное. Главным и непреложным для Гоббса было неравенство людей.

Но мы-то знаем, что это не так. Что очень разумный политолог равен таксисту, кстати, иногда говорящему не менее правильные вещи. Тут просто кто на кого нарывается, кто не ищет подтверждения глупому и вредному тезису «они тут все плохие, все-все!», тот, чаще всего находит что-то правильное. Что последний бомж – ровно такое же человеческое существо, как самый богатый банкир его страны. Что неприкасаемый-чандала или шудра равен любому брахману или кшатрию. Кстати, если что, сейчас в Индии госпожа президент – из неприкасаемых.

Очень странно, что Гоббса с его волками помнят. А вот его современника — не мракобеса, а одного из политических радикалов Английской революции Томаса Рейнсборо помнят гораздо меньше. А он утверждал:

«Я действительно считаю, что самый последний бедняк в Англии должен иметь возможность прожить такую же жизнь, как и самый могущественный человек».

Согласитесь, совсем иная философия, нежели у Гоббса.

«Война всех против всех» в «естественном» (догосударственном) состоянии – это еще одно гоббсовское утверждение. Мол, только государство способно это безобразие прекратить…

Но мы сейчас знаем довольно много племен аборигенов Африки, Азии, Папуа, Южной Америки, находящихся именно в догосударственном состоянии. Что, там реально все воюют против всех? Если бы оно было так, никакие аборигены, скорее всего, до своих европейских/североамериканских открывателей просто не дожили бы.

Есть воинственные племена. Хотя там очень часто воинственность обставляется сложными ритуалами – просто так пойти кого-то «замочить» не получится. А есть и вполне мирные. А если считать цивилизованностью дружественные отношения с ближними своими и природой, так еще неизвестно, кто в мире цивилизованнее…

Кстати говоря, об аборигенах. Вот вообразите: вам предлагается прожить следующую жизнь в одном из двух состояний:
А) в мире Оливера Твиста, Англии первой половины XIX века;
Б) в диком папуасском племени (предположим, это мирный регион без людоедства, а белые еще не пришли).
Кто что выберет?

Без колебаний и сомнений я выбрал бы второй вариант. Почему?

Да потому что ядовитые змеи – они, конечно, опасны, да не опасней «работных домов» и тогдашних судей и «законов». Потому что болезни, конечно, могут быть. Только не факт, что знахарь племени, разбирающийся в лечебных травах, понимает в лечении хуже, чем британский доктор XIX века. Потому что в племени ты, может быть, и помрешь в 30, да только ты эти 30 лет реально проживешь. А в Англии диккенсовской поры – не жизнь, а существование. Конечно, если мальчик из т.н. «приюта» внезапно не окажется наследником состоятельного господина, получивши средства, заботу – ну, и травму от «приюта» на всю оставшуюся жизнь.

Ну да ладно. Дело не в папуасах. Дело в том, что тезис про волков, мягко говоря, неверен и несправедлив в отношении человечества. Хотя как сказать – Гоббс ведь из «элиток», а «элитки» часто судят о тех, кого презрительно именуют «чернью», по себе. Каковы они сами, таковыми и остальные представляются. Отбор – не надо забывать, что выдающиеся «блаародные» роды ведут свое начало от разбойников. От самых обыкновенных бандитов. Например, от норманнов, устраивавших набеги на прибрежные и не только города.

Меня иногда спрашивают: а было ли, по-твоему, что-то хорошее в СССР? Ну, СССР – система сложная, что-то хорошее там имелось наверняка. Например, я родился. Хорошее это событие? А как же!)))) А если серьезно, кое-что было. В том числе и запавший в головы партийный тезис, намеренно противопоставлявшийся «волчьему»:
«Человек человеку – друг, товарищ, и брат!»

Понятно, что было это лицемерием, что номенклатура стала все той же «элиткой». Но идея-то – хорошая. Прямой дорожкой ведущая к «общечеловеческом ценностям» — к тому самому, от чего корчит почти любого ненавистника свободы.

В общем, многократно повторенная «волчья» цитата начинает жить своей квази-жизнью, становясь мемом. В данном случае – не лучшим мемом.

И если я встречаю это у демократических политологов, то это, на мой взгляд, является одним из ответов на вопрос «а что случилось в 1999/2000-м, почему люди свободы временно проиграли?» В частности, и поэтому.

В общем… Что с человеком-то, на самом деле? Он все-таки добр или зол?

Мне ближе всего буддийский подход.

1) Сущность человека – это всегда сущность Будды. Она всегда чиста. Вопрос в ином: под какими слоями грязи находится этот алмаз?

Назовите мне любую фамилию любого, самого неприятного, самого жуткого деятеля в истории, и я скажу: да, все верно, и этот… и вот тот… и даже вот этот… Натворил он много кошмаров, но даже у него самая глубинная сущность – чиста.

2) Все зависит от привычных склонностей, это и есть та самая карма, которую так любят поминать в интернете – к месту, а чаще – нет. Этим определяется и характер, и среда. Но нельзя сказать, что это так уж предопределено, что кто-то старается быть добрым и хорошим – а все равно у него ничего не получится. Тут за жизнь что-то можно сделать. И немало сделать.

Человек в естественном состоянии точно не зол изначально. И не склонен, как правило, к войне всех против всех. Добр он? Скорее, нейтрален. Все определяется средой, воспитанием, на самом деле это и есть та самая «надстройка».

Но человеку в естественном состоянии несвойственны ксенофобия, ненависть, зависть, подозрительность, агрессия. Это тоже «культурный слой» — антикультурный, конечно.

И немного о том, чему была посвящена статья Владимира Пастухова. А посвящена она была высказыванию Валентины Талызиной о своих коллегах, причем высказывание – вполне антисемитское… Надо ли бить и без того забитую напрочь в наши дни тревогу по этому поводу?

Как мне представляется, нет.

Во-первых, никакого «народного антисемитизма» на данный момент не существует. Вообще нет такового.

Мне, конечно, могут не поверить. Но, простите, я живу «на земле», я общаюсь с людьми, я вижу жизнь не из окон авто или столичного «непростого» жилкомплекса. И внешность у меня вполне характерна, чтобы почувствовать негатив такого рода. И заявляю – нет. У старших поколений может что-то такое прорваться – скорее даже в плане языковом: «Вот этот… еврейчик». При этом человек не думает, что это звучит как-то не так, мягко говоря. Но от молодежи ничего подобного я не слышал вообще.

Нету этого. Было – и прошло.

Поэтому, конечно,

пропаганда может использовать и антисемитизм, и такие тревожные звоночки были задолго до Талызиной. Но вряд ли эта пропаганда найдет сейчас широкий отклик. Уверен, что нет.

Во-вторых, печально то, что Талызиной мы уделяем столько внимания.

Все-таки было это очень хорошо — отсутствие телевизора в детстве. Соответственно, кино. Соответственно, ноль мемов из набора среднего школьника — что вместе с ОРЗ затрудняло насильственную социализацию в школе (и это прекрасно!) Соответственно, иной набор мемов и представлений – где Зита и Гита и Танцор Диско намного важней и интересней любых советских артистов.

К чему все это? К тому, что пошла волна сожалений по поводу Талызиной и ее, мягко говоря, неприятных высказываний. И пока иные стенали «испортила себе биографию и память о себе!», я вспоминал, а кто это? Был такой председатель Госплана СССР Талызин, имевший отношение к космонавтике, поэтому я его помню, конечно. А Талызина кто такая?

Наконец, вспомнил – и то при помощи добрых блогеров. А, так она же играла подругу Нади в «Иронии судьбы»! Т.е. для меня в отсутствие телевизора дома (ну, «Иронию»-то я видел, конечно — правда, позже) не сформировалась эта цепочка «актер — персонаж». Они мне не гости, часто посещающие дом. Или как-то иначе эта цепочка формировалась…

Волк

Посему подруга Нади — это подруга Нади и есть, она говорит то, что говорит в кино, более – ничего, вся ее жизнь ограничивается эпизодом фильма. Собственно, она – продукт. Произведенный кем-то, кто меня на самом-то деле очень мало интересует и волнует. Как и мнения этой производительницы.

А какая-то весьма пожилая женщина, говорящая что-то нехорошее про Пугачеву и Ахеджакову и что-то там еще про евреев – это совсем иное, это никакая не подруга Нади! Ну, пусть себе говорит – от этого старый фильм не испортится.

Автор, актер (точнее – производитель, чем утилитарнее будут термины, тем лучше) живет отдельной от продукта жизнью.

А как же с самой Лией Ахеджаковой, спросят меня.

А очень просто с самой Лией Ахеджаковой. Мы аплодируем ей не единожды, а дважды. С одной стороны, как прекрасной актрисе, производителю ролей, которые известны и любимы даже теми, кто воспитывался вне телевизора. А с другой стороны – как Лие Ахеджаковой, человеку со вполне ясной и понятной гражданской позицией. Вот и всё.

Егор Седов

От KaligulBorhes

"How long, ignoramuses, will you love ignorance? How long will fools hate knowledge?"