T.me Материалисты считают, что так называемый «выход из тела», которые испытывают люди в состоянии клинической смерти — это всё выверты мозга, находящегося под действием лекарств. В свою очередь известный исследователь околосмертных переживаний Раймонд Моуди в своей книге собрал и привёл ряд естественно-научных «объяснений» и показал, почему именно они не объясняют состояние, которое испытывает человек в момент выхода из тела.
Итак, объяснения Раймонда Моуди:
1. Фармакологическое объяснение и его опровержение
Моуди приводит в пример действие внутривенных анестезирующих веществ. Действительно, в ряде случаев оно производит действие, сходное с внетелесным опытом. После введения его пациент чувствует себя отделенным от окружающей обстановки и от частей своего тела, рук, ног и так далее.
Но имеются и существенные различия. Ощущения разных людей, употреблявших эти средства, различаются одно от другого, в то время, как ощущения людей, испытавших околосмертный опыт, имет много сходства. Более того, Моуди настаивает, что в большинстве случаев клинической смерти никаких наркотических средств не применялось.
Многие люди настойчиво повторяли, что предсмертный опыт произошел прежде чем были приняты какие-либо лекарства. В некоторых случаях – задолго до того, как была оказана медицинская помощь. (…). Наконец, я хочу отметить, что одна женщина, которая умирала дважды в течение нескольких лет, утверждала, что отсутствие предсмертного опыта в первый раз было связано с анастезией
2. Неврологическое объяснение и его опровержение
Некоторые медработники предлагают неврологические объяснения предсмертного опыта, причину которого они склонны видеть в повреждении нервной системы умирающих. По аналогии с некоторыми видами повреждения нервной системы, когда человек видит своего двойника, или иначе «аутоскопический фантом».
Однако по мнению Моуди, между видением аутоскопического фантома при неврологическом повреждении и видением своего тела во время околосмертного переживания есть различия. В первом случае, этот двойник воспринимается как живой, он может разговаривать (в том числе и с самим субъектом), двигаться, читать книгу, выполнять какие-то действия. То есть речь идёт явно о галлюцинации.
А во время внетелесного опыта человек видит свое тело именно так, как оно располагается в данный момент в пространстве — неподвижно лежащее, покрытое чем-то (если покрыто), и на чём именно лежит. То есть ни о какой галлюцинации речь идти не может, это именно вид собственного тела с высоты, на которую поднялась покинувшая его душа.
На мой взгляд, это вполне обоснованно.