Собирая материалы к публикации об образе снежного человека в мансийской мифологии, я случайно наткнулся на историю о том, как в конце XIX века в тобольской губернии было организовано самое настоящее расследование весьма необычного инцидента. Охотник заявил, что будто бы застрелил в тайге некое «чудище», по описанию схожее с известным нашему современнику образом снежного человека.
Таежные дебри — берега реки Мазым (Назым)
Подробности загадочного происшествия были опубликованы в XVII выпуске ежегодника тобольского музея за 1908 год. В данном материале представлены подробности хода расследования, организованного березовским земским судом по факту одного из самых необычных случаев в истории судопроизводства в тобольской губернии времён царской России. К слову сказать, понадобилось приложить немалые усилия дабы получить в своё распоряжение полную версию архивной публикации. Событие о котором пойдёт речь произошло в один из осенних дней 1845 года, в таежной глуши на берегу реки Мазым (ныне — река Назым, территория ХМАО). Главными героями истории стали зверопромышленники из числа местных жителей — остяк Фалалей Лыкосов и самоед по имени Обыль (остяки и самоеды — названия представителей малочисленных северных народов).
Остяки перед выходом на зимнюю охоту.
Находясь на промысле в отдаленных районах тайги, во время охотничьей засады, лайки застигли врасплох проходящего по звериной тропе менква. Чудище пыталось отогнать от себя залившихся лаем собак, отмахиваясь от четвероногих преследователей длинными руками. Моментом воспользовались звероловы. Подкравшись к гиганту, метким выстрелом в бок, Фалалей сразил чудище. Огромное существо словно подкошенное рухнуло на землю. Охотники осмотрели трофей, но обработать редкий «трофей» не решились. Вместо этого звероловы поспешили вернуться в поселок. По возвращению домой, Обыль рассказывал соплеменникам удивительную историю о том, что вместе с Фалалеем они застрелили менква (менкв — злой дух в мифологии северных народов, прослеживается аналогия с современным образом снежного человека), так описав свой охотничий трофей: «Постав человеческий, росту аршин трех, востроголовый, шкура недовольно толстой шерсти, потонее собольной, скулы голыя, у рук вместо пальцев кокти, у ног пальцев не имел, мужеска пола». Согласно мифологии северных народов, убийство менква — страшный проступок, караемый смepтью. Известие испугало местных жителей. Охотники отказывались выходить в тайгу на промысел опасаясь, что в таежных чащах их поджидает жаждущий мести монстр. Резонансная история обрастала слухами и грозила вот-вот перерасти в массовую истерию, перекидываясь от одних юрт (селений) до соседних населённых пунктов. Известие о загадочном происшествии доставил в березовский земской суд урядник Шахов, в свою очередь записавший пересказ со слов священника Михея Попова, вернувшегося из миссионерского похода по окрестностям реки Мазыма, где он исполнял службу в местных селениях самоедов и остяков.
Образ менква вполне походит на то как изображают снежного человека.
Судебные чиновники запросили прояснения по факту убийcтва у заседателя местного административного центра — посёлок Кондинск, поручив в кротчайшие сроки отправиться на место происшествия, разыскать Фалалея и Обыля, а также провести личное расследование случившегося. Если факт охоты на некое чудище подтвердится — надлежало доставить останки в суд для дальнейшего разбирательства. Копия письма была направлена тобольскому губернатору.
Cибирские казаки собирают оброк у самоедов. Картина начало ХХ века.
В селение самоедов направился казачий урядник Никифор Ямзин, с задачей во что бы то ни стало разыскать охотников и останки чудища. Охотников удалось найти в их родном селении Мазымская юрта. Однако выйти на место охоты и осмотреть загадочный трофей не получилось. Оказалось, что рассказ об охоте на менква не нашёл подтверждения у второго участника. Фалалей Лыкосов, якобы застреливший чудище, сообщил, что действительно был на той охоте, однако никакого чудища не видел, а вся эта история была ничем иным, как сюжетом собственно сна, которым он поделился с Обылем, который тот почему-то воспринял взаправду. Почему Фалалей не развеял слухи перед впечатлительным местным населением — осталось без ответа. 27 декабря Ямзин вернулся в Кондинск и подробно изложил Кожевникову итоги изысканий, после чего соответствующая депеша была направлена в земской суд откуда переадресована лично тобольскому губернатору.
Селение остяков в сибирской тайге. Источник: https://www.perunica.ru
Губернатора подобный ответ не устроил. Видимо, заинтригованный возможностью сенсационного открытия, он решает направить в Кондинск письмо, в котором настоятельно просит возобновить поиски и во что бы то ни стало разыскать место загадочного происшествия. Просьбу нельзя было проигнорировать, так что вторя попытка была предпринята уже в середине января. В случае успеха, останки надлежало срочно доставить в Кондинск о чем незамедлительно сообщить в Березово, откуда планировалось прибыть целой делегации из вышестоящих чиновников, дабы лично зафиксировать факт необычной находки. На тот случай, если же отыскать тело не получится, равно как и в случае получения доказательств того, что история была выдумана, нужно было охарактеризовать причины появления слухов. Экспедиция направилась на реку Мазым. Возглавил группу лично заседатель Кожевников. В состав поисковой бригады были включены не только казаки и остяки из числа охотников, но и переводчик для более точного понимания показаний Обыля.
Река Назым. Источник
Добравшись до селения, где проживали Фалалей и Обыль, искатели получили подтверждение подлинной истории от самоеда, заверившего пришлых людей, что покажет место, где был застрелен менкв. Группа вышла на маршрут. Обыль был предупрежден, что поиск чудища — дело уже чуть ли не государственной важности, так что излагать нужно всё честно и без оглядки на Фалалея. На протяжении всего пути самоед без тени сомнения продолжал утверждать, что говорит правду и он самолично видел не только убитое чудище, но и был рядом, когда Фалалей стрелял в менква.
Река Охлым
Преодолев по заснеженной тайге несколько километров, экспедиция добралась до лога небольшой реки впадающей в реку Вохлым (Охлым), где был найден охотничий шалаш Фалалея и Обыля. В этот момент, когда казалось бы до цели оставалось несколько сотен метров, Обыль внезапно «пошел в отказ». Самоед заявил, что на самом деле Фалалей прав и никакой охоты на менква не было. Кожевников через переводчика пытался убедить Обыля одуматься и указать искомое место, где по его же словам было застрелено чудище, однако самоед продолжал с той же настойчивостью твердить, что история является выдумкой, а рассказ об охоте на менква он пересказал родственникам из хвастовства. Искать ту самую поляну в январе, под многометровым слоем снега — занятие пустое. Самостоятельные поиски успехом так и не увенчались. Обыль продолжал молчать. Пробыв на месте несколько дней, группа выдвинулась в обратный путь.
Селение (юрта) остяков начало ХХ века.
Вернувшись в Кондинск, донесение о провале поисков было направлено в земской суд, откуда сообщение поступило в Тобольск. Кожевников охарактеризовал эту историю «дикой и темной», сославшись на то что первопричиной появления слухов стало чрезмерное употребление местными жителями алкогольных напитков, а недостаток вoдки, как писал в своей записке заседатель, самоеды и остяки часто компенсировали нapкoтичecкими настойками собственного производства. Среди жителей тайги наиболее популярной считалась настойка на мухoмopах. Кожевников заключил, что будучи в «шальном состоянии» и при этом оказавшись посреди глухой тайги, чего только не привидится одурманенному мозгу дикаря-охотника. На этом история заканчивается.
Копия статьи «Березовое чудо» о расследовании дела об охоте на снежного человека. Скан-копия XVII выпуска ежегодника тобольского музея за 1908 год
Лично для меня остается загадкой даже не сам факт рассказа о том, что кто-то застрелил на охоте некое «чудище», мало ли охотничьих баек можно услышать, а те события, которые приключились после искомого рассказа, поступившего далеко не из самого достоверного источника. Снаряжать несколько экспедиций задействовать лучших поисковиков. К примеру, тот же урядник Никифор Ямзин личность в истории Югры известная и не раз привлекался в качестве следопыта на поиски и задержания бунтовщиков и бандитов. К примеру, в 1841 году он участвовал в операции Березовского земского судебного исправника Скорякова в розыске и поимке предводителя местных бунтовщиков Ваула Пиеттомина. Зачем тратить столь масштабные ресурсы на то чтобы проверить рассказ самоеда — не понятно. Быть может, сообщения о встречах с подобными «чудищами» из тех мест поступали и ранее, так что по случаю рассказа об убийcтвe менква было решено во что бы то ни стало проверить подлинность и остальных сообщений?
Рисунок с изображением снежного человека.
Другой непонятный для меня момент в этой «темной» истории — странное поведение Обыля. Поначалу он утверждал, что самолично видел и чудище, и момент стрельбы, однако после продолжительного периода общения тет-а-тет с Фалалеем и другими остяками, в моменте перехода экспедиции к месту поисков, почему-то решил отказаться от собственных слов и полностью поддержав изначально опровергаемый рассказ своего товарища, выставить себя пустословом. Если допустить гипотетическую (!) вероятность реальности искомого события, то возникает вопрос: могли ли остяки под воздействием собственных языческих убеждений повлиять (запугать) Обыля дабы тот изменил показания? Вполне! Отношение коренных жителей Югры и Северного Урала к собственным святыням — довольно ревностное. Чужаков не пускают в свой сакральный мир. Вот они и пытались сохранить свою тайну всеми возможными способами. Мировосприятие этих людей насквозь пронизано языческими верованиями и то что даже в XIX веке воспринималось в качестве фольклора, здесь было частью повседневной жизни.