ГайанаЗемля трех легенд

Розовая, красная и черная легенды Гайаны

T.me Есть такие страны, о которых не каждый год услышишь хоть что-нибудь в СМИ. Это не значит, что там совсем уж «не бысть ничтоже», просто мировым СМИшникам это неинтересно. Или они считают, что читателям не будет интересно (читателей об этом, конечно, не спросивши).

А потом выясняется – бысть, еще как бысть! И «тихая» страна, о которой ничего не говорила пресса, становится № 1 в новостях. Пока ситуация так или иначе не исчерпается, и СМИшники о ней не забудут.

Кооперативная Республика Гайана – как раз из таких стран. И, когда в Венесуэле диктатор Мадуро провел референдум о присоединении двух третей от территории соседней страны, о Гайане внезапно вспомнили. И наворотили по незнанию массу ошибок: к примеру, Гайана, конечно, входит в Британское Содружество, но давно уже не колония и не доминион, глава государства – президент, а не британский король Карл, уже поэтому любые аналогии с захватом Аргентиной Фолклендских островов в 1982-м выглядят странно. А аналогии были в некоторых блогах!

Итак…
Известная история: римский папа поделил Южную Америку между испанцами и португальцами, и по сию пору основные языки стран Латины – испанский и португальский. А вот на побережье Карибского моря это не так.

Просто ни испанцев, ни португальцев не привлекло побережье с очень тяжелым климатом. Но «бесхозным» (а точнее, принадлежащим местным индейским племенам) оно оставалось не очень долго: другим европейцам климат побережья и джунгли в глубине материка были, видимо, нипочем. Так и появились французская, голландская и британская Гвианы. Кстати, о климате: в той части Гвианы, которая и по сей день принадлежит Франции, он таков, что она стала местом ссылки – у русских царей была Сибирь, у британцев – Австралия, а у французов – Гвиана. А сейчас она известна другим: после изгнания из Алжира там появился французский космодром. (Ближе к экватору разместить его предпочтительнее).

Первоначально та территория, которая ныне именуется Гайаной, стала колонией Нидерландов. Голландцы были в свое время жертвами и борцами за независимость против Испании, но кто сказал, что жертвы не могут быть в других обстоятельствах вполне себе палачами? Случается такое. Вот с голландцами – случилось.

Конечно, вести кое-какую торговлю с аборигенами голландцы могли. Но индейцы – кстати, именно им Гайана (Гвиана) обязана названием, это «страна большой воды», — совершенно не желали работать на плантациях. И тогда начался ввоз рабов, и тут бывшие антииспанские партизаны-гёзы показали себя с самой худшей стороны. Недаром существует легенда о проклятии «летучего голландца», и за дело!

Словом, черные рабы бежали от жестоких хозяев при любой возможности. Некоторые добирались до испанских владений (оказывается, испанцы относились к ним человечнее). А некоторые осели в джунглях. Так появился один из народов Гайаны – «лесные негры» (страшноужасное слово на букву «н» не везде означает пренебрежение или унижение, кое-где на Карибах и побережье это всего лишь самоидентификация).

В XIX веке в спор за территории на побережье Карибского моря включилась Британия. И победила: голландцы остались на территории к востоку (ныне – независимый Суринам), а вот Британия заполучила Гайану. И вскоре отменила рабство!

Вот тут и оставшиеся освобожденные чернокожие рабы работать на плантациях не пожелали. И что-то с этим надо было делать.

Британцы избрали и ныне применяемый много где путь: раз рабочих рук не хватает, надо завозить гастарбайтеров. Где их только ни вербовали: и на краю Европы, на островах Мадейра, и в Китае, но больше всего – в Британской Индии.

Гастарбайтеры оставались, заводили семьи, так и образовался ныне самый крупный из народов страны – гайанские индийцы.

Ну, и в том же XIX веке Британия заняла и часть земель Великой Колумбии – недолго существовавшего освободившегося от испанцев государства. Великая Колумбия распалась, а одной из ее частей стала Венесуэла. Вот и возник тогда, еще в 1830-х, тот территориальный спор, который стал одной из главных сегодняшних новостей.

Но что там с легендами Гайаны?

Первая из них появилась в колониальный период, и хотя бы что-то слышали о ней буквально все от мала до велика.

«Розовая» легенда

Вообще-то, она – не розовая. Скорее, карминовая. Почтовая марка, которая ныне оценивается в $10 млн (и не гайанских долларов, а полновесных долларов США!)

А дело было так: корабль с почтовыми марками, отпечатанными в Британии (разумеется, с портретом королевы Виктории), запоздал. А марки на почте в столице колонии Джорджтауне закончились. Пришлось выкручиваться своими силами. Управились как могли: в ход пошла заставка из местной газеты с парусником, а чтобы было невозможно подделать, почтовые служащие должны были поставить свою подпись, без нее марка считалась бы недействительной.

Так и получился вне всякого сомнения самый дорогой из автографов…

Земля трех легенд

Только в 1873 году, почти через 20 лет после появления, марка была обнаружена на конверте шотландским школьником, который продал ее коллекционеру за несколько шиллингов. Надо думать, потом он жалел, что продешевил. А дальше началось путешествие по коллекциям миллионеров и аукционам, вплоть до торгов на «Сотбис» в 2014-м.

«Красная» легенда

История Британской Гвианы (Гайаны) после Второй Мировой довольно типична для колониальных стран: борьба за расширение гражданских прав – борьба за автономию – борьба за независимость.

А вот лидеров борьбы за независимость оказалось двое, Форбс Бернхем и Чедди Джаган. Оба – сторонники левых взглядов, но один – чернокожий, а второй – индиец. В итоге еще до провозглашения независимости началась фракционная борьба.

Земля трех легенд

Форбс Бернхем, первый лидер независимой Гайаны

Вкратце – там было все: и интриги, и открытая борьба, и победа Бернхема с переходом с премьерского на президентский пост с проведением предсказуемых «выборов». Все очень знакомо. Кроме одного: истории Робеспьера и Дантона, Сталина и Троцкого, повторенной во множестве стран, в Гайане не произошло. Был культ личности Бернхема, но была и оппозиция. Да, строили социализм с опорой на кооперативы в сельском хозяйстве (отсюда и уникальное официальное название государства), но вот сталинизм там не сложился. Возможно, дело – в национальном составе, полное отстранение от политики индийцев привело бы к затяжному конфликту (как случилось на островах Фиджи примерно в те же годы), возможно, Бернхем был просто прагматиком. Но факт остается фактом: ада на Земле в Гайане строить не стали.

А где тут легенда?

Сейчас-сейчас… Дело в том, что Бернхем умер на своем посту в 1985-м. И первоначально было решено сделать из него мумию – как из Ленина, Мао и некоторых иных «красных» вождей. Понятно, что в Гайане таких технологий не имелось, поэтому обратились к Советам.

И советские специалисты по Ленину и мумиям помогли. Но вот мавзолей Бернхема так и не был построен.

Новый президент свернул социалистическое строительство, начал приватизацию госсектора и строительство рынка без демократизации (в результате он проиграл, а демократизация все-таки началась). И в этих условиях культ Бернхема был бы весьма некстати. Так что созданную Советами мумию тихонько похоронили.

Земля трех легенд

Кажется, Бернхем и его последователи решили воплотить в жизнь идею «»Розовая Гвиана» — можем повторить!» – не умением, так числом! В конце 80-х и начале 90-х Гайана была лидером по производству марок – особенно с изображениями орхидей из экваториальных лесов

«Черная» легенда

Именно в Гайане случилась самая страшная в ХХ веке трагедия, связанная с религиозными сектами. Правда, Бернхем и власти страны тут практически не при делах: они просто предоставили для сектантов территорию, не ожидая дальнейших событий.

И вот там-то, на территории секты «Храм народов», строили социализм самого что ни на есть полпотовского типа.

Но об этом нужно рассказать подробнее. Тем более, что нынешней осенью исполнилось 45 лет «гайанскому кошмару».

А пока… Пока можно сказать одно: кажется, угроза еще одного военного конфликта снизилась. Венесуэльский диктатор и президент Гайаны встретились на нейтральной территории, поговорили, договорились договариваться и дальше. Мадуро не прочь прибрать к рукам «штат Эссекибо», но совсем не хочет ответной реакции США. А «патриотический» референдум поможет ему с выборами в следующем году – и вот это вполне ощутимый результат.

Строительство коммунизма в отдельно взятом поселке

С детства Джим Джонс был увлечен как религией, так и идеей справедливости. В Индиане, где он жил, действовала община пятидесятников, сперва он проявил интерес именно к ней. Но беда в том, что Индиана – штат южный, а в 1950-х проповедь о равенстве белых и черных могла считаться диссиденством. Так что очень скоро юный Джонс поссорился со старейшинами пятидесятников – и решил, что создаст собственную, свободную от расовых предрассудков церковь.

И плохого в этом, разумеется, не было. Первоначально идея церкви «Последователи Христа» (быстро переименованной в «Храм народов») была просто отличной. В конце концов, и Мартин Лютер Кинг был священником!

Правда, уже в то время начались кое-какие странности. Ну, например, алармизм насчет возможной ядерной войны: Индиана не устроила Джонса именно поэтому – мол, в Калифорнии спастись в случае войны будет проще. Почему оно так – сказать сложно: вот такая идея его посетила. Но, быть может, дело в том, что он окончательно рассорился с евангелистами Индианы, а алармизм стал только предлогом?

Потихоньку в секте развивался и культ личности Джонса – «Отца», как его называли. К тому времени секта очень неплохо зарабатывала – на пожертвованиях и не только. Он объединил последователей во что-то, напоминающее колхоз. А заработанными средствами распоряжался, понятное дело, «председатель колхоза», кто же еще?! К тому же, религиозные организации в Америке имеют налоговые льготы. Религия религией, а заработки – само собой!

Земля трех легенд

Вскоре у Джонса начались неприятности не только с христианами иных конфессий, но и с властями США. Одно дело – община верующих, Америка – в принципе страна религиозная. Совсем иное – эксплуатация людей. А именно об этом говорили те, кто отпал от «Храма народов», а также родственники сектантов.

Убить конгрессмена Райана

Причины подыскивать какое-то иное место для своего колхоза у Джима Джонса к середине 1970-х имелись. И выбор пал на Гайану.

Во-первых, англоязычная страна. Во-вторых, тоже строит социализм. В-третьих, в джунглях Гайаны колхоз не будет столь же доступен для обеспокоенных родственников. Да и контроля там не будет…

Вот в этом третьем пункте Джим Джонс фатально ошибся, что выяснилось позже.

А пока что члены секты «Храм народов» молились, боготворили Джонса и трудились. Кстати, по 11 часов в сутки, и одно это кое о чем говорит.

Разумеется, денег за труд не получал никто, выдавали их трудоднями пайками. А все заработанное присваивалось Джонсом и его «номенклатурой». Который иногда творил чудеса, например, якобы изымая больные органы у раковых больных (в фокусе использовались куриные потроха).

Земля трех легенд

Гораздо больше рассказывали те, кто вырвался из секты. Для нежелающих смириться применялись пытки и телесные наказания, использовался шантаж, а сам Джонс и его «ближний круг» принимали наркотики. Но можно ли им верить, этим «отступникам»? Ведь за годы существования поселок, названный, разумеется, Джонстауном, посещали разные люди – и, как правило, отмечали положительный настрой среди населения. Да и в принципе, умел Джим Джонс очаровывать людей: как же, борец за расовое равноправие, левый проповедник! Был он знаком еще в США и с будущей первой леди Розалин Картер, и с будущим вице-президентом Мон-Дейлом, и с губернатором Калифорнии (конечно же, от Демпартии)…

Что-то вся эта история напоминает – в миниатюре. К примеру, многие западные «друзья Октября и мира» (у них есть и иное название – «полезные идиоты») посещали сталинский СССР. И оставляли замечательные отзывы. На крючок пропаганды попадались даже иные из классиков литературы, которые, вроде бы, должны быть проницательнее прочих. А вот в рассказы эмигрантов о зверствах ЧК на Западе верили далеко не все – считали подлогом, преувеличением из желания вызвать жалость (тогда еще не был широко распространен термин «конспирология»).

Наконец, дело «Храма народов» дошло до конгрессмена. И не просто представителя Демпартии, а известного американского правозащитника Лео Райана. В свое время он расследовал ситуацию в тюрьмах США, причем на время, использовав псевдоним, стал одним из заключенных. А в случае со слухами о «Храме народов» он решил разобраться с ситуацией на месте, взяв в поездку несколько участников организации родственников и журналистов.

Земля трех легенд

Конгрессмен Лео Райан

С одной стороны, община не слишком хотела видеть американского политика: прошел слух, что Лео Райан оказывал помощь режиму Пиночета в Чили. С другой, его все же приняли – и, похоже, поначалу делали все, чтобы мрачные слухи развеялись.

Однако есть и иная версия: несколько членов секты передали конгрессмену записку «помогите выбраться», а заодно и попытались предупредить об опасности.

Однако конгрессмен проводил опрос жителей поселка-колхоза, а в итоге 14 человек решили стать перебежчиками и уехать с американской делегацией. В один транспортный самолет они не поместились бы, пришлось ждать второй. На 18 ноября 1978-го был назначен отлет. И уже на аэродроме произошло явно согласованное нападение. Один из перебежчиков, оказавшийся ложным, открыл огонь по пассажиром одного из самолетов – правда, пассажиры смогли его обезоружить. А несколько сектантов, сопровождавших группу, хладнокровно расстреляли конгрессмена Райана и нескольких журналистов.

Земля трех легенд

Обратной дороги нет

Один из обстрелянных самолетов не мог взлететь, но второй все-таки покинул аэродром, взяв курс на столицу Гайаны. Через очень непродолжительное время информация дошла до посла США.

Реакция США, даже учитывая то, что президентом был в ту пору слабый Джеймс Картер, представлялась примерно понятной. Во всяком случае, Джиму Джонсу. Тем же вечером он провел молитвенное собрание, на котором сообщил «колхозникам»: жизнь уже не будет прежней. Конгрессмен убит, второй самолет не долетит до гайанской столицы, поскольку на его борту есть человек, который уничтожит пилота и пассажиров. (Джонс не был в курсе, что убийца действительно находится на борту, но он обезоружен и взят в плен). И «Храм народов» в покое не оставят.

А посему, наилучший выход – совершить «революционное самоубийство».

Ему пытались возражать: мол, лучше как можно быстрее связаться с «русскими» (посольством СССР в Гайане) и договориться о переезде в Советский Союз. Из этого возражения потом возникла конспирологическая версия.

Однако Джонс уже принял решение. Он заявил, что смерть – это всего лишь переход в следующую жизнь, и она будет безболезненной. Был приготовлен виноградный напиток с цианидом и снотворным. Первым напиток дали детям, а потом его выпили и взрослые. Впрочем, есть версия, что не все захотели принять смерть добровольно, и им «помогли». Возможно, помогли и самому Джиму Джонсу: он был убит из огнестрельного оружия. Как именно – было ли это самоубийством, или же «строитель коммунизма» намеревался в последний момент сбежать, но кто-то его остановил, — так и осталось неясным.

Была убита вместе с детьми и представитель «Храма народа» в столице Гайаны, кто именно это сделал, непонятно.

Всего вечер 18 ноября 1978-го унес жизни 909 человек, в том числе 270 детей.

Гайанские военные, продравшиеся через джунгли, нашли кошмарную картину: очередное «строительство коммунизма» завершилось завалами из трупов…

Земля трех легенд

Уже потом всплыли подробности: оказывается, Джим Джонс до безумия опасался «агентов ЦРУ», и секта неоднократно репетировала коллективное самоубийство – например, после побегов людей из «Храма народов». Так что произошедшее случайностью не стало.
Но внезапно появилась иная «версия»…

Советская «конспирология»

Пресса в СССР охотно печатала и комментировала новость о гайанском кошмаре. Разрядка разрядкой, а сочувственно позлорадствовать над «их нравами» и «тем, что ни при каких обстоятельствах невозможно в СССР» — дело святое. Разумеется, темы знакомства с советскими дипломатами и «строительства коммунизма» в одном отдельно взятом поселке обходили стороной.

А там на новость из Гайаны легла другая, третья… 1979-й и вообще был невиданно «урожайным» на серьезнейшие международные события – и некоторые оказывают влияние на мир до сих пор.

И все забылось бы. Ан нет…

Разрядка кончилась, начались санкции за Афганистан и «вторая холодная война» при Рональде Рейгане. И самый пик антиамериканской кампании пришелся, как это ни странно, на начало правления Горбачева и начало «перестройки». И вот тут-то на книжных прилавках СССР появилась брошюра о «Храме народов».

Земля трех легенд

Вот теперь контакты секты с представителями СССР не скрывались! Вот теперь-то («гласность» же!) говорилась «правда»: жители поселка имени Джима Джонса намеревались всей общиной переехать в Советский Союз. И даже учили русский. И вот за это их убили… не Джим Джонс и его присные, а агенты ЦРУ и американские морпехи. За одно лишь желание стать советскими людьми!

Впрочем, особого ажиотажа брошюра не вызвала. Во-первых, антиамериканская кампания вскоре была свернута напрочь. Во-вторых, любому, кто представлял себе СССР, было ясно, до какой же степени ненаучной фантастикой выглядела «версия».

Конечно, можно допустить, что при Сталине такой переезд был бы возможен. Тогда все кончилось бы не быстрой смертью от яда, а длительной – в ГУЛАГе. Такой особо мучительный аналог самоубийства.

Но при Брежневе, в позднем СССР… Дело в том, что марксизм марксизмом, но самыми опасными диссидентами в СССР считались не сторонники буржуазного образа жизни и капитализма, а неортодоксальные коммунисты. Вот к ним относились безжалостно. Что и понятно: свой еретик страшней чужого язычника!

И что же, кто-то мог представить, что идеология американского проповедника будет извиваться в соответствии с прямой линией партии?!

Ну, и отношение к религии, а особенно к конфессиям вроде пятидесятников, в СССР было вполне неласковым. В общем, кто-то, может, и хотел в Советскую Россию, да кто бы их пустил!

Ну, и морпехи США, хладнокровно расстреливающие и травящие своих же американцев, убившие конгрессмена… Это – что-то из разряда безумия.

Но «версия» иногда продолжает гулять по антизападным сайтам.

* * *

Ну, что тут сказать? Фанатизм очень часто заканчивается плохо. Как, впрочем, и строительство коммунизма.

А что до Гайаны, то на целых 45 лет она исчезла с первых полос мировой прессы. До нынешней поздней осени.

Впрочем, есть надежда, что исчезнет и сейчас – если референдум Мадуро не будет иметь военных последствий. И для гайанцев это было бы, наверное, лучшим вариантом.
Кстати сказать, поселок Джонстаун находился на территории, на которую сегодня претендует венесуэльский диктатор.

Егор Седов

От KaligulBorhes

"How long, ignoramuses, will you love ignorance? How long will fools hate knowledge?"