T.me Хочется сплошных побед? Да, но ради них не жертвуют гибкостью.
Вокруг Украины обостряется кризис — и всё больше заинтересованных сторон ожидают от Брюсселя неких признаков решимости. И вот, 12 января на заседании совета Россия — НАТО представитель последних отверг требования Москвы отказаться от будущего расширения и вывести войска с территории стран-участников.
Но по мере развития кризиса «украинские» решения будет принимать всё сложнее. Существует предел тому, насколько сплочённым способен оказаться Альянс.
Запад может согласиться на введение новых санкций против Кремля. И укрепить свой восточный фланг. Даже наращивать военный потенциал Киева теми же поставками оружия. Но всё это не так легко провернуть при единогласной поддержке участников.
Инициативе проще исходить от отдельных стран, состоящих в НАТО, чем под эгидой всего объединения.
И это не должно вас удивлять. Вспомните аннексию Крыма россиянами, поддержку террористов на Донбассе со стороны Москвы. Даже тогда действия НАТО по поддержке Киева носили более политический, чем оперативный характер.
Ведь снаряжение, боеприпасы и обучение военных обеспечили отдельные союзники.
Несмотря на многократные обещания о том, что когда-то Украину будут рады пригласить в Альянс, и на сочувствие тяжёлому положению Киева — на этом фронте прогресс незначителен.
В первую очередь НАТО интересует защита стран-участников. В том числе и от российской агрессии. Возможно, её даже боятся спровоцировать, официально поддержав украинскую армию.
Но несмотря на отсутствие всеобщей военной поддержки, разгоревшийся кризис был важным вопросом в повестке дня НАТО. Всегда, начиная с 2014 года.
Нападение России на соседнюю страну, война с использованием «сепаратистов» — всё это привело к масштабным инициативам Альянса. Состоящие в нём страны взялись за планирование обороны и размещение сил, провели проверку собственной готовности, улучшили разведку и бросились развивать технологии.
Теперь НАТО готовится усилить северный и восточный фланг, чтобы сдержать Россию.
Как институт, некогда созданный для защиты Европы, Альянс справляется. Он хорошо адаптировался к сдерживанию дестабилизирующей воинственности Кремля.
Критики НАТО, как и часть сторонников, часто интерпретируют нежелание официально оказать военную помощь Украине как итог снижения значимости. Или робости. Или разногласий внутри самого объединения.
Но это преувеличивает важность политического согласия внутри Альянса. И одновременно преуменьшает его гибкость и эффективность.
Кто ближе к России — быстрее сориентировался Robert DalslöMichael Jonsson14:00 14.05.2021
А ведь именно эта роль сейчас потенциально важна для Украины.
Союз тридцати стран-участников с согласованными, но всё же разными приоритетами — слишком высокая планка в плане всеобщего консенсуса. По всем вопросам единодушных ответов не бывает. И уж тем более, когда речь идёт о сложных случаях вроде обострения между Россией и Украиной.
На самом деле лучше поразиться, как часто НАТО достигает консенсуса по довольно сложным вопросам. Именно потому вам иногда кажется, что так будет всегда.
Невозможность консенсуса — вовсе не провал. Если увлечься столь категоричными тезисами, можно случайно подыграть российской пропаганде в её бесконечных попытках обыграть критику в адрес Альянса.
Убеждение в ценности НАТО как «умении договориться по каждому вопросу» уводит в тень другой важный момент: способы поддержки союзников и партнёров.
Именно близость представителей объединения к нужным процессам является бесценным инструментом. Здесь укоренилась привычка проводить консультации и обмениваться информацией, обсуждать и сравнивать разведданные. Есть даже общее оборонное планирование и оперативная совместимость.
Всё это не консенсус, а основа для него в будущем. Так строится согласие.
Даже если сейчас вы все не договорились — никто не отменял важность коллективного определения угроз и совместных учений, чтобы их удачно нивелировать. Это ценно.
Члены НАТО научились действовать не в рамках собственного объединения, а за его пределами. Недавно они эффективно противостояли ИГ. Гибкость не может быть свидетельством некомпетентности, это только преимущество.
Есть много способов, чтобы помешать агрессии Москвы. И даже если консенсус не будет найден, совместная борьба может стать подспорьем для поддержки Украины со стороны ряда союзников в составе Альянса.
Совет Россия — НАТО лишь подчеркнул, что НАТО работает синхронно и умеет найти общий ответ на нелепые требования России. К такому умению договориться было бы неплохо стремиться даже США. Но если кризис усилится, а Путин продвинется дальше по территории Украины — ожидания помощи со стороны Альянса возрастут.
Но даже при отсутствии консенсуса он способен внести неоценимый вклад в независимость Украины.