T.me Спойлер как средство сдерживания — новая тактика ненавистных Кремлю «англосаксов». Ведущие западные СМИ одну за другой публикуют тревожные утечки о готовящихся российских дезинформационных спецоперациях против Украины и планах блицкрига, с картами и подробностями. Ошибочный заголовок «Блумберга» о начале вторжения добавил остроты. Запад играет на опережение, чтобы предотвратить провокацию.
Восхитительная пикировка споуксмена Госдепа Неда Прайса с дипломатическим корреспондентом AP набрала огромное количество просмотров. Журналист по всем правилам профессии поставил под сомнение эффективность такой формы ответной эскалации, как инфовбросы о конкретных российских сценариях, в принципе не поддающиеся верификации. Прайс в ответ предложил верить разведке на слово: если Россия не предпримет анонсированных нами действий, это не значит, что у нее не было таких планов.
Независимо от степени достоверности тех или иных утечек и степени добросовестности тех или иных западных СМИ все мы стали участниками этой большой и рискованной информационной кампании. Ее эффект усилен тем, что война, конечно же, хорошо продается в медиа. Запад перехватил инициативу — Кремль вынужден реагировать, оправдываться, отыгрывать навязанную повестку.
Если до сих пор на Западе постфактум разоблачали наглые путинские фейки о том, что случилось, то теперь НАТО переходит к упреждающим вбросам о том, что только может случиться, — в частности, о готовящемся крупном злодействе «под чужим флагом» с настоящими трупами.
История холодной войны такого не знала. Нынешняя медиаэскалация — результат радикального обнуления дипломатии. Своим безумным декабрьским ультиматумом Путин окончательно вывел конфликт за дипломатические рамки. Лавров и Захарова давно распрощались не только с мидовским протоколом, но и с элементарными нормами человеческой коммуникации. Остается только имитация дипломатии: разумеется, ничто не помешает Макрону слетать в Москву в разгар своей президентской кампании на очередной сеанс «требовательного диалога» и даже произнести ритуальные (сейчас вдвойне неуместные) фразы о взаимном доверии — но при этом не стоит забывать, что совсем недавно российский МИД в нарушение всех правил и приличий опубликовал конфиденциальную переписку с Кэ д’Орсэ.
Итак, ситуация “выходит в паблик” по всем направлениям, в том числе военным и санкционным. Наносятся превентивные медиаудары.
Риски этой тактики очевидны. Главный из них — подрыв доверия к западным институтам: внешнеполитическим ведомствам, спецслужбам, прессе. «Ситуация дошла до такой точки, что Путин чуть ли не окажет услугу британской и американской разведке, вторгнувшись (в Украину. — Ред.) и тем самым подтвердив их правоту», — пишет обозреватель Sky News Дебора Хейнс. Путинская выжидательная тактика автоматически наносит ущерб противнику, «превращая его в мальчика, кричавшего «Волки!», — хотя на самом деле волк абсолютно реален».
Некоторые аналитики даже считают, что такая «профилактика» может иметь обратный эффект, сдерживание обернется провокацией: раз Путин заранее разоблачен, у него развязаны руки.
Начав медийную атаку, Запад как бы размывает ответственность России, банализирует и будущее вторжение, заранее объявленное неизбежным, и уже совершенный 8 лет назад акт агрессии. Опасная бодрийаровщина — попытка предотвратить новое нападение с помощью симулякров — отвлекает внимание от настоящей войны, давно развязанной против Украины.
Еще одно возможное последствие — дестабилизация Украины, ее экономики (о чем прямо говорит Владимир Зеленский), усиление морально-психологического давления (впрочем, украинцы демонстрируют в этом смысле фантастическую устойчивость).
Риски этой информационной кампании, несомненно, были просчитаны Госдепом и Форин-офисом. Как пишет та же Дебора Хейнс, там, видимо, сочли, что эффект сдерживания в данном случае перевешивает.
Что касается населения страны-агрессора, для него новая западная тактика стала настоящим подарком. «Обстановку искусственно нагнетают Байден с Блумбергом» — эта мысль оказалась спасительной не только для рядовых потребителей кремлевской пропаганды, но и для интеллектуального класса. У кого-то свои счеты с нынешней американской администрацией, но чаще всего это удобное оправдание собственной трусливой позиции: российские либералы, увлеченно разоблачающие американские фейки в своих блогах, подкастах и ютуб-каналах, не могут назвать вещи своими именами. Последние восемь лет они старательно не замечали войну.