T.me В небольшом городке на Черкасчине, где я живу, война чувствуется только на бытовом уровне. Опустевшие улицы. Полупустые полки магазинов. Здоровые мужики в камуфляже и с желтыми ленточками — бойцы Теробороны — напротив горсовета. Время от времени сирены воздушной тревоги, означающие, что где-то выпустили ракету, — хотя к нам еще ни одна не прилетела (кроме пары ракет в первое утро войны). По сравнению с тем, что творится где-нибудь в Харькове, Киеве или Николаеве, практически мирная жизнь.
Украина выстояла и сумела дать сдачи, к удивлению не только врагов, но и друзей. С врагами, собственно, все ясно. Они создали себе фантастический образ «русской» Украины, порабощенной кучкой «нацистов-бендеровцев», транслировали этот образ населению через Останкино, сами же напитывались собственной пропагандой и наконец пошли воевать на эту пропагандистскую Украину, где сопротивляться им будут только «нацистские батальоны» (как ни удивительно, они реально верят в «нацистские батальоны»), а все население, включая товарищей генералов и офицеров ВСУ, будет встречать их цветами.
В то же время на Западе эксперты сравнивали потенциал двух армий и никаких надежд на ВСУ не возлагали. На политическое же руководство Украины, казалось, без слез и взглянуть невозможно.
Реальность посрамила всех. Украина вновь показала себя настоящей Украиной. Украина не зря славянская страна, середины она не знает: то пребывает в ничтожестве, то являет чудеса, кажущиеся невероятными. Желающих записаться в территориальную оборону и взять в руки оружие оказалось гораздо больше, чем мест в теробороне и, кажется, даже оружия. Говорят в Киеве были попытки устроиться на фронт за взятку. О привычной уже самоорганизации украинского общества, волонтерском движении нечего и говорить. В Херсоне, донецких и луганских городоках, на том самом «русском Юго-Востоке», который уже восемь лет рвутся «освобождать», жители с украинскими флагами выходят перед техникой и вооруженными российскими военными. ВСУ, подкрепленные территориальной обороной, сражаются храбро и умело, президент держится в высшей степени достойно, непобедимая и легендарная остановлена и вынужденно перешла от режима «спецоперация» к режиму «массовая бойня с терроризацией мирного населения и военными преступлениями» — ничего иного современная российская армия не умеет.
Мы переживаем эпические дни, которые войдут во все учебники украинской и мировой истории. И один из первых результатов их заключается в том, что сегодня окончательно выковалась и созрела украинская нация, а второй — в том, что закатилась звезда нации русской.
Каким образом Россия сумела родить из себя безумного маньяка, патологического убийцу и садиста, уголовника в самом буквальном смысле слова — родить, вручить ему абсолютную политическую власть и дать карт-бланш на любые авантюры и преступления, которые в конце концов поставили не только его лично, а и всю страну, весь народ, даже всю ее многовековую культуру вне закона в мире? Когда дым уляжется и эмоции утихнут, это будут разбирать так же серьезно и вдумчиво, как разбирали аналогичный вопрос про немецкую нацию и ее лидера.
Несомненно, этот человек, будучи каким-то дьявольским соединением всех возможных пороков без единой не то что добродетели, а просто человеческой черты (даже у Гитлера можно найти что-то человеческое — но не у него!), оказался удивительно созвучен тому, что условно можно назвать «национальной душой», в том смысле, что его личные комплексы маленького, злобного, мстительного, обделенного в детстве человечка срезонировали с комплексами коллективного бессознательного. Поколения чекистов, вертухаев, гопников, урок произвели наконец конденсат чистого Зла, каким мы видим сейчас этого человека и это общество, в котором он оказался возможен.
Теперь уже ничего невозможно откатить назад и поправить. Россия сама себя назначила на роль главного врага человечества и в этой роли утверждена. На наших глазах стремительно разворачивается самоубийство целой цивилизации — и остается только молиться, чтобы она не утащила за собой всю планету в ядерном огне.
Павел Шехтман, 06.03.2022