Все, что нужно, — зафиксировать превышение издержек над потенциальными приобретениями
T.me Колониальная война не имеет права быть долгой. Или она выигрывается быстро, или её надо прекращать. Если она затягивается, то для метрополии связанные с нею издержки — политические, военные, гуманитарные, экономические, культурные, инфраструктурные и так далее — оказываются в конце концов настолько тяжёлыми, что начинают перевешивать все плюсы, связанные с гипотетической возможностью возвращения мятежной колонии под свой контроль.
Кто-то из прежде молчавших представителей российского правящего класса должен будет в какой-то момент набраться мужества и озвучить эту мысль. От этого человека не требуется осуждать российское вторжение вообще, в принципе; ему не нужно призывать отдать Путина под суд; нет, он может оставаться лояльным и, как они любят говорить, «патриотичным». Всё, что нужно, — это зафиксировать факт превышения издержек над потенциальными приобретениями. Очевидно, что сам Путин это сделать не в состоянии. Для него ведь это теперь «дело чести», поэтому он будет воевать, не считаясь с издержками, — до тех пор, пока окончательно не обанкротит страну. В этом смысле интересы Путина и интересы государства разошлись окончательно.
Тот из представителей российских элит, кто первым сформулирует указанную мысль, получит шанс возглавить Россию после нынешнего президента. Он превратится в точку притяжения для большей части истеблишмента и значительной части лояльных граждан. Правда не факт, что этому смельчаку удастся сохранить власть надолго, потому что время после ухода Путина будет турбулентным — вся система оживится и придёт в движение, — и тем не менее свой шанс он получит. Конечно, поначалу этому человеку надо будет уехать, произнести свою речь ему будет лучше из-за границы, потому что в противном случае он рискует повторить судьбу Навального.
Оголтелого патриотизма в России сколько угодно — от Соловьева и Медведева до Путина и Патрушева. Стране катастрофически не хватает патриотизма адекватного, рационального. На уровне массовой аудитории подспудный спрос на эту позицию быстро усиливается, а вот на уровне политического предложения — страшный вакуум.
Самое главное здесь — тайминг. Выступить надо вовремя — не слишком поздно, потому что после какого-то момента деградация системы приобретёт необратимый характер и тогда её будет не спасти, — но и не слишком рано, потому что выступить до того, как ощущение тупика созрело окончательно, — это значит, выстрелить мимо цели.
Когда ты смотришь на то, как складывается ситуация на фронте, ты видишь, что дела у Путина идут вроде как не очень плохо, но когда узнаешь, например, что в последние месяцы объемы турецкого экспорта в Россию из-за угрозы вторичных американских санкций упали на треть, то понимаешь, что времени не то, чтобы победить, у него не так уж и много. Бывший начальник Генштаба Балуевский недавно написал статью, в которой признал, что СВО «выявила значительное отставание отечественной артиллерии и ракетных систем» от тех, что производят страны НАТО. Артиллерия, надо помнить, — это «Бог войны», залог победы. Наверстать указанное отставание в условиях ухудшающейся экономической ситуации и всё более возрастающей степени изолированности страны от окружающего мира будет очень сложно, если вообще возможно. Уж если в условиях на порядок более благоприятной конъюнктуры Россия отстала от НАТО, то в ситуации её ухудшения, это отставание скорее всего будет увеличиваться, чем сокращаться.
Как говорится, с алтыном воюют, без алтына горюют