Разрушение правового пространства — характерная черта социальной катастрофы
T.me Телеграм был вынужден пойти навстречу требованиям спецслужб и создает специальную кнопку для доносчиков, которые будут сигнализировать о неправильном контенте. Предполагается, что модераторы будет проверять сигналы доброжелателей и принимать решение об удалении контента.
С одной стороны, штука полезная, но с другой — это ящик Пандоры.
Мы по России видим, что доносы могут буквально захлестнуть любую систему вплоть до ее полной неработоспособности.
Психоз доносительства очень сильно зависит от контекста и окружающей действительности. Подобного рода «кнопки» вместо того, чтобы гасить вал доносов, только разжигают его, переводя в нерегулируемое состояние.
Тем не менее, посмотрим, что из этого выйдет. Вероятность того, что эта система не будет работать так, как задумано, достаточно велика.
* * *
В очередной раз столкнулся с доносом бдительных граждан и в очередной раз — туфта полная.
Могу сказать, что вообще-то доносчики и, к примеру, телефонные террористы — это одно и то же самое. И те, и другие перегружают государственные структуры, вынуждая их заниматься бесполезной работой. Не говоря уже о сотнях людей, которых они отрывают от нормальной жизни. Вред, который наносят и доносчики, и телефонные террористы, в масштабах страны измеряется, наверное, миллиардами рублей. При абсолютно мизерной эффективности.
Кроме того, доносчик, преисполненный государственного рвения, и телефонный хулиган, прикола ради звонящий по поводу якобы заложенной бомбы, с точки зрения психической нормальности являются глубоко ущербными и больными людьми, так как (как и все по-настоящему больные люди) не отдают себе отчета в том, что они больны.
В реальности закончить вал доносов очень просто — в случае фальшивой информации, которую сообщил доносчик, возбуждать в отношении него такое же дело, как и против телефонного хулигана. Просто потому, что он приносит ощутимый вред — как обществу, так и государству. Но пока власть заинтересована в доносчиках, так как они со своей стороны провоцируют обстановку хаоса и террора, способствуя общей политике в этом направлении.
Но тут нужно понимать, что цена этого рвения крайне высока — «белый шум» доносов забивает информационные каналы управления, которые и так работают не ахти. Тысячи людей выполняют по этим доносам бесполезную работу, отвлекаясь от настоящих проблем.
Поэтому хочу лишь уточнить для «государственно мыслящих» доносчиков: вы уничтожаете государство куда как более успешно и эффективно, чем любые террористы и диверсанты.
Под вывеской заботы о стабильности именно вы расшатываете ее до предела, так как вынуждаете власти проводить очень большую и никому не нужную работу с нулевым выхлопом, при этом отбрасывая реальные проблемы, которых в стране выше крыши. На них банально нет времени.
Самый характерный пример такого — недавние захваты заложников в СИЗО. Сегодня тюрьмы переполнены фейковыми экстремистами и террористами, брошенными за решетку просто потому, что на дворе государственный террор. Поэтому настоящие террористы — на них не хватает ни сил, ни времени, ни возможностей. Поэтому они и чувствуют, что надзор за ними существенно снизился, а потому совершают свои преступления, которых могло бы не быть, если бы тюрьмы комплектовались не собранными по разнарядке за лайки липовыми террористами, а настоящими бандитами и убийцами.
Вы, доносчики, — и есть те самые враги государства, которое якобы защищаете. Это трудно понять вашими микроскопическими мозгами, но это так.
* * *
Некие «Ветераны России» потребовали лишить родительских прав Пугачеву и Галкина, считая, что их дети должны воспитываться в традиционных ценностях, а не вот это вот всё.
Любопытное предложение. Только под него подпадает вообще вся «золотая молодежь» и дети непростых родителей. У них тоже с традиционными ценностями не очень. Понимают ли «Ветераны», что залезли на минное поле — вот в чем вопрос.
А вообще, изымать детей из семей, которые не нравятся каким-то ветеранам — это пять. Нужно создать список тех, кто будет проверять российские семьи на предмет скрепоносности. И дело пойдет.
* * *
Новая порция пятничных иноагентов подоспела. Минюст, слегка перебрав с гражданской казнью вполне лояльных телеграм-каналов несколько недель назад, продолжил свою деятельность, так как иноагенты — это его ресурс. Это возможность шантажировать те или иные правящие группировки бесконтрольной возможностью деклассировать любого живущего в России и за ее пределами. Это хорошая переговорная позиция, а потому по доброй воле минюст ее никогда не отдаст. Поэтому пятничные аутодафе выполняют роль костров в средневековье, где сжигали за точно такие же несуществующие преступления — но инквизиция обладала властью отправлять людей на костер, и это был ее ресурс во взаимоотношениях с королевской властью. В случае, если правящий монарх проявлял строптивость, на костер могли отправить любого его слугу, тем более, что обвинения могли носить предельно произвольный характер.
Террор на самом деле — штука достаточно примитивная, много не придумаешь, поэтому всё изобретено давным-давно, и минюст просто использует вековой опыт системного насилия.
* * *
Бывший БРИФ, а ныне ЕЖедневник опубликовал заявление в связи с иноагентским статусом (правда, теперь, после серии переименований, непонятно кого)
В целом решение, конечно, верное, но здесь есть одно но. В стране уже нет правовой системы, есть система «ручного управления», в том числе и правом. Это началось достаточно давно, в 2012 году, когда путем манипуляций Путин зашел на второй круг своего президентства, причем предварительно Медведев увеличил срок полномочий президента в полтора раза. Теперь же Путин вообще на третьем круге и по еще более сомнительным основаниям. Точно так же можно назвать грубейшее нарушение статьи о запрете лишения гражданства — наплевали, растерли и забыли. Дальше — больше. Права в стране нет, есть понятия и текущая целесообразность, под которую подгоняются наспех сляпанные документы, противоречащие вообще всему. Иногда даже самим себе.
В этом смысле становиться на правовую позицию — это практически как предлагать честный бой по боксерским правилам банде гопников с битами и кастетами.
Кстати, вполне жизненные ситуации, когда чемпионов и по боксу, и по борьбе, и даже по боям без правил банда уличных малолеток забивает на раз — именно потому, что нет никаких ограничений. Банда не ограничивают себя вообще ничем. Государство в России сегодня стало банальной уличной бандой, а потому для него аргументы бывшего БРИФ — как слону укус комара. Даже не почувствует.
Разрушение правового пространства — вполне характерная черта классической социальной катастрофы. Даже в откровенно диктаторских режимах государство пытается придерживаться каких-то правил, формализованных и публичных. И только режим, вошедший в глубокое пике, уже не беспокоится о будущем, его горизонт видения предельно короткий, а в таких ситуациях отсутствие правового пространства — вполне рабочий ресурс, когда можно не тратить время на условности. Государство утрачивает право называться государством.