T.me Чего ждать от возможного альянса Великобритании, Украины и Польши? Это очень важная инициатива. Ведь речь идет о новой архитектуре безопасности в Европе.
На фоне угрозы нового вторжения РФ международные партнеры Украины проявили необычное единодушие, а именно: на днях несколько стран сделали заявления о поставках оборонного оружия для Украины. Кто-то уже стал перебрасывать оружие по воздушному мосту, как США и Великобритания. Балтийские страны, Канада и Чехия пообещали вскоре предоставить его, даже в Нидерландах внезапно решили изменить позицию по оборонной военной помощи Украине.
Конечно, в Кремле – истерика. Причем не только из-за поставок оружия в Украину, но и из-за сказанного министром иностранных дел Соединенного королевства Элизабет Трасс, что Лондон рассматривает возможность создания трехстороннего союза с Украиной и Польшей. По словам госпожи Трасс, после переговоров на высоком уровне в британской столице в декабре 2021 года между тремя странами активно развивается партнерство. В подтверждение ее слов британский аналитический центр Council on Geostrategy мгновенно визуализировал в Twitter геополитическую карту возможной линии Лондон-Варшава-Киев, что стало предметом активного обсуждения в сети и экспертной среде.
Можем констатировать, что международная сфера безопасности переживает структуризацию, появляются новые союзы и объединения, и Украина должна активно включаться в процесс. В то же время, новейшая история знает примеры международных образований, на которые возлагались большие надежды, например, ГУАМ. Поэтому, упомянутый «тройственный союз» – насколько это вообще реально, и когда может быть переведен в практическую плоскость?
Наши информированные источники сообщили, что сейчас формат находится на финальной стадии согласования и что вскоре следует ожидать официального объявления. А конкретнее по поводу союза отметили, что это новый трехсторонний формат взаимодействия Великобритании, Украины и Польши. Инициирован он был украинской стороной и рассматривается как часть более широкой стратегии Украины по созданию альянсов (например, Люблинский треугольник, Ассоциированное трио, Квадрига. — Ред.). Глава украинского МИД Дмитрий Кулеба предложил эту идею коллегам – Лиз Трасс и Збигневу Рау – где-то в начале декабря, и она нашла положительный отклик.
Что касается фундамента нового альянса: украинская сторона вместе с британцами и поляками разделяет единый реалистичный взгляд на современные угрозы со стороны РФ, а также общее видение европейской безопасности и будущего Европы. Речь идет о новой оси Лондон-Варшава-Киев, которая дальше может стыковаться через другие региональные альянсы Украины с Анкарой, Вильнюсом, Кишиневом, Тбилиси.
Всё это очень интересно. Будем ждать больше деталей.
А пока поинтересуемся у экспертов, чего, по их мнению, ждать от такого союза, какую функцию он, вероятно, будет выполнять и что может практически дать нашей стране в перспективе?
В рамках этого союза можно усилить возможности Украины до максимального уровня
«Я бы очень хотел, чтобы все эти разговоры о предполагаемом союзе Лондон-Варшава-Киев закончились подписанием договора о создании нового блока», — комментирует Укринформу заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь.
Безусловно, продолжает военный эксперт, мы бы сохранили свою стратегическую цель – вступление в НАТО, но вместе с тем нашли бы решение быстро, в трудное для нас время.
«Пользу от этого получила бы не только Украина, это было бы полезно и самому НАТО. Проблемы Альянса очевидны, — говорит Самусь. — НАТО фактически не всегда может выполнять свои функции по стабилизации обстановки в определенных регионах».
«Если бы была политическая воля современных геополитических лидеров, то создание вне НАТО военно-политического блока, в который вошли бы Великобритания, Польша, Украина, страны Балтии, Румыния, Грузия… — перечисляет заместитель директора ЦИАКР. – Это было бы мощно. Это стабильная группа стран, которые имеют сходные интересы и которые действовали бы достаточно эффективно».
За счет такого союза Украина может быть максимально усилена.
«Британия, Польша… У них в арсеналах есть мощное современное оружие, и потому есть возможности для нашего государства. В частности, для размещения противоракетной обороны, возможности радикального усиления и военно-морских сил, и сил специальных операций, средств разведки и, конечно, сухопутных войск», — уверяет Михаил Самусь.
Кроме того, напоминает он, Великобритания взяла на себя лидерство по развитию украинских ВМС.
«Я очень надеюсь, что это будут военно-морские силы нового образца, и Великобритания в этом плане неплохой учитель, если вспомнить недавнюю историю. Кредит 1,7 млрд фунтов – это индикатор большого решения, в котором британцы взяли на себя лидерство. Идет развитие украинского флота. Кроме того, что строят две современные базы на Черном и Азовском морях, ракетные катера, готовятся наши офицеры, старшины и матросы. Наряду с усилиями украинских конструкторов, имею в виду береговой ПРК «Нептун», наряду с турецкой корветной программой, наряду с американскими Айлендами и Марками VI – думаю, что вскоре все эти усилия дадут яркие результаты».
В конце концов, если мы говорим о военно-политическом блоке, то в его рамках требуются оборонно-промышленные связи.
«Не исключено, что речь идет о передаче оборонных технологий или о реализации совместных оборонно-промышленных проектов – и в беспилотной авиации, и в ракетных разработках. В рамках этой оси можно усилить возможности Украины до максимального уровня», – считает эксперт.
С РФ будут разговаривать уже не Украина с глазу на глаз, а страны нового союза
«Это может быть яркое проявление нового геополитического видения Великобритании – первого после ухода из Евросоюза», — говорит военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов. И добавляет: «ХХІ век, в известной степени, будет снова «веком империй». Каждая великая страна пытается восстановить свои геополитические амбиции. И Великобритания, пользуясь возможностью, начинает активно продвигать свой проект «Триморья».
Отметим, что «Инициатива трех морей» (ИТМ), также известная как «Балто-Адриато-Черноморская инициатива» (БАЧИ) или «Триморье», представляет собой объединение 12 государств Европейского Союза, расположенных в Центральной и Восточной Европе. Территория стран-участниц имеет выход в Адриатическое, Балтийское и Черное море. В ИТМ сейчас входят Австрия, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония.
«Но ось строится явно немного длиннее, а именно – Лондон-Анкара, – считает эксперт. – И к ней могут присоединиться также Украина, Грузия и Азербайджан. Если Лондону это удастся, то окажется, что между Европой и Азией есть своеобразный барьер безопасности».
По мнению эксперта, это важный союз, который может поменять стратегический расклад на Евро-Азиатском континенте. И речь здесь точно не только об Украине и Польше.
«Это делается не в противовес США, которые также активно укрепляют связи и с Украиной, и с Польшей. Ведь Великобритания, и Штаты – страны англо-саксонского клуба. Поэтому, я думаю, действия согласованы. Просто британцы берут на себя основную роль в создании нового союза», – объясняет Жданов.
Украина в прогнозе получает сплошные выгоды возможного нового объединения.
«Речь идет о строительстве новой системы коллективной безопасности – отмечает Олег Жданов. – Второе – это дает возможность развиваться в коллективном экономическом сообществе (а это всегда гораздо легче и проще, чем выживать в одиночку). С РФ будут разговаривать уже не Украина с глазу на глаз, а страны нового союза, нового объединения, как бы его ни назвали».
Это начало очень важной геополитической вехи устранения приоритетов и влияния в Европе.
«На сегодняшний день Великобритания и Польша в Европе проводят наиболее активную проукраинскую политику, даже несмотря на то, что разнообразные гибридные элементы всячески пытаются нас рассорить, используя информационные и политические инструменты», – утверждает военный эксперт Александр Коваленко.
Разумеется, у Украины в Европе есть и другие друзья, поддержка которых для нас крайне важна. Но…
«Следует понимать, что Британия сегодня – это сильнейшая в военном плане страна в Европе, а Польша, по своим военным параметрам, равноценна Украине, за исключением того, что армия последней не имеет того боевого опыта, который имеют ВСУ», — отмечает эксперт.
Фактически именно такого формата сотрудничество может стать залогом безопасности в Европе на долгие годы. Безопасности, прежде всего, военного характера, но не только. Речь, по словам эксперта, и об общих политических позициях и вопросах информационной безопасности.
«Какую функцию будет, вероятно, выполнять такой союз? На сегодняшний день мы можем говорить о прямой поддержке Украины техническими средствами в противостоянии ожидаемой интервенции России. Великобритания в 2022 году первой стала поставлять Украине современное оружие, чтобы сопротивляться российским бронированным армадам, которые накапливаются у наших границ и могут попытаться вторгнуться при соответствующих условиях. Польша также способствовала этим поставкам, тогда как ряд европейских стран отказался оказывать помощь нашей стране перед нависшей угрозой, — говорит Александр Коваленко. — Очевидно, что первоначальная функция такого содружества будет носить оборонный характер — выработка общей безопасности, предупреждение угроз и их предотвращение».
А дальше сотрудничество может охватить не только оборонный и военно-технический сектор, но и экономический, социальный, культурный.
Конечно, говоря о таком союзе сейчас, нужно подчеркивать военно-техническое сотрудничество. Но, на самом деле, таким образом может быть положено начало очень важной геополитической тенденции – корректировке архитектуры влияний в Европе: «От центра в лице Германии и Франции – к Великобритании в качестве ключевого фактора. Ну и Польше, которая набирает свой авторитет на восточноевропейском фланге ЕС».
И главное, что в этом смещении приоритетов Украина будет играть одну из важнейших ролей.
«Я не исключаю, что мы станем свидетелями изменения баланса на европейском поле игры», — подытожил Александр Коваленко.
Мирослав Лискович. Киев