странные посмертиястранные посмертия

«Не минет год, как призовет мое проклятие на суд…»

T.me Немного о посмертиях. Иногда они очень сильно удивляют. Так, уже поминавшийся мною Распутин в советской историографии был фигурой темной, хотя, по идее, должно быть наоборот. (Все-таки — антивоенно настроенный). Причина: конечно, знаменитое высказывание Ленина про «чудовищного Распутина». Скажи он что-то другое – и быть бы портрету Григория Распутина на почетном месте в советских учебниках истории.

А бывает и наоборот.

Когда-то я уже рассказывал о попытке путча в Болгарии в 60-х – эталонно глупой попытке, история 24 июня 2023-го в сравнении с этим выглядит – ну, как почти эффективная… Так вот, верхушка путчистов, естественно, получила по заслугам от Тодора Живкова. Мятеж был абсолютно сталинистским. Тем не менее, когда случилась демократизация, к авторам несостоявшегося путча стали относиться как к жертвам режима. Хотя они-то наверняка кратно увеличили бы число жертв, если бы пришли каким-то чудом к власти.

Примерно так обстоят дела и с ангольскими мятежниками – «нитистами» (названы так в честь их главаря Ниту Алвиша). «Мятеж фракционеров» в случае победы грозил сделать из Анголы нечто среднее между сталинщиной и полпотовщиной. Самое интересное, что они очень надеялись не на Пекин, а на возможную поддержку СССР. Брежневского СССР, Карл, которому это нафиг сдалось! Была в мятеже еще и «национальная составляющая» – куда же в Африке да без трайбализма. В том случае была мысль, а не слишком ли много мулатов в руководстве?

В общем, СССР встал на сторону диктатора Нето, кубинские танки открыли огонь по демонстрантам, скромный и добренький Нето расправился с мятежниками и всеми причастными (и непричастными тоже) реально зверски. И что же? Сейчас в Анголе происходит некоторая демократизация, и «нитисты» фактически реабилитированы. Мол, хорошего хотели-то…

В связи с этим очень интересно, каково будет посмертие Пригожина и «вагнеровцев» лет через десять? Что о событиях 24 июня будут говорить учебники истории? Вряд ли это забудется, что-то говориться будет. Надеюсь, правдиво.

* * *

Как известно, ЧВК «Орден Тамплиеров» была разгромлена французским королем Филькой Подлым. (Конечно, он — Филипп Красивый, только вот не помню ни одного красивого поступка за данным персонажем, а подлости хватило бы на дюжину средневековых монархов). Громили тамплиеров зверски, самолетов тогда не было, зато инквизиция как раз имелась в наличии.

Есть легенда — или не совсем легенда, — что уже на костре последний великий магистр тамплиеров Жак де Моле проклял Филиппа, а заодно и папу Климента V, который санкционировал разгром ордена. (В легенде фигурировал и советник короля де Ногарэ, но этого никак не могло быть, поскольку он успел помереть до сожжения лидеров тамплиеров).

В рок-опере «Тампль» проклятие поэтизировано:

Не минет год,
Как призовет
Мое проклятие на суд
Тебя, слуга Антихриста, Климент!
Не минет год,
Как в грязь падет
Из грязи поднятый в князья.
Будь проклят, канцлер Ги де Ногарэ!
Не больше года буду ждать
Тебя, желающий узнать
О тайнах райских кущ и адских бездн.
Проклятье навсегда с тобой,
И тьма вокруг, и ты — слепой.
Прощай, Филипп. Твой ад всегда в тебе.

странные посмертия

Так или иначе, но и папа Климент, и Филипп в том же году очень быстро отправились на тот самый Суд, на который их призвал казненный мятежный магистр. Любопытно, что оба весьма неудачно съездили на охоту. Есть опять же легенда, что пока тело папы готовили к похоронам, от удара молнии загорелась церковь, а покойник стал пеплом, не удостоившись христианского погребения. А старшая линия королевской династии вскоре после смерти Филиппа пресеклась, что вызвало позднее Столетнюю войну (английский король Эдуард III приходился внуком Филиппу).

Ну так вот. Есть вопрос, точного ответа на который мы не узнаем. Но вполне могут быть какие-то косвенные ответы.

Мы, конечно, живем не в XIV, а в XXI веке, когда очень мало кто верит в силу проклятий, а уж прогрессивная публика – и подавно. Но все же: успел ли Пригожин за секунду до смерти проклясть своих убийц?

Егор Седов

От KaligulBorhes

"How long, ignoramuses, will you love ignorance? How long will fools hate knowledge?"