Однажды в 1320 г. некий житель Монголии, имя которого осталось неизвестным, изловил и съел сурка-тарбагана, обитающего в местных степях. И подцепил от него бактерию «Иерсиния пестис», она же – чумная палочка. Корабли и караваны тогда ходили медленно.
Двигаясь с ними, чумные крысы и блохи растащили заразу по всей Евразии. Через 26 лет чума пришла на южный берег Крыма, который тогда принадлежал Генуе. Генуэзские корабли развезли бациллу по портам Европы. Погибло 30% населения континента.
Бубонная чума 14 века стала совершенно адским бедствием: медицина того времени не могла лечить ни воспаленные лимфоузлы (бубоны), ни пневмонию с гангреной, которые за этим следовали. Так и не смогли определить главный способ передачи заразы – никто не понял, что это были чумные блохи, которые перепрыгивали с крыс на людей и обратно. Максимум, что придумали, да и то не сразу – это карантин. Венецианцы обязали все суда, приходившие из Египта и Византии, стоять в изоляции 40 дней («каранта» – сорок по-итальянски). Это оказалось единственной действенной мерой.
Фердинанд ван Кессель. «Танец чумных крыс». 1690 г.
Следующий раз столь катастрофическая пандемия пришла в мир 6 веков спустя, в 1918 г. На излете Первой мировой войны появился грипп-испанка, который вызывал тяжелейшую пневмонию – вирусную либо вторичную (бактериальную). Ни то, ни то лечить тогда не умели. Первые вакцины от гриппа и первые антибиотики появились в Америке лишь в годы Второй мировой войн. Испанка длилась полтора года, шла волнами и унесла жизни до 50 млн. чел.
Ковид-19 иногда называют новой испанкой. Они действительно похожи. Ковид тоже вызывает тяжелое поражение легких и вполне мог бы иметь такие же катастрофические последствия. Но к счастью, прошло 100 лет и многое изменилось. Во всяком случае, в промышленно развитых странах. На сей раз ответ на вирус оказался куда более организованным и технологичным.
С марта 2020 в странах Запада был введен общенациональный карантин, который позволил сбить первую волну вируса и выиграть время для разработки вакцины. Одновременно промышленность в кратчайшие сроки наладила выпуск тестов на коронавирус: карантин плюс массовое тестирование (в некоторых странах – почти поголовное) сбили первую волну уже к лету 2020 г.
К счастью, за 100 лет в западных странах сложилось и эффективное социальное государство: власти не только посадили народ на карантин, но и оплатили его – дали триллионы долларов на выплату пособий людям и компенсации бизнесу.
Весна 2020 г. Знаменитые конверты от Министерства финансов США, в которых гражданам рассылалась предоплаченные карты EIP (“Economic Impact Payment»). EIP в дословном переводе – выплаты в связи с экономическими последствиями (коронавируса). Выплаты шли в несколько траншей. Например, в марте 2020 была выплата по 1400 долларов на каждого члена семьи.
Помимо карантина и мер поддержки сразу началась разработка вакцин. Это сложная и ответственная научная задача, которая ранее занимала годы. Доктор Йонас Солк из Нью-Йорка, автор первой в мире вакцины от полиомиелита, запущенной в серийное производство в 1955 г., потратил на её разработку семь лет.
И при запуске в производство не обошлось без трагедий: на одном из заводов в США по ошибке в вакцину включили полноценный (неослабленный) вирус, от чего заразились 40 000 детей. Т.е. вакцина вызывала эпидемию. Именно поэтому к разработчикам и производителям вакцин в наше время предъявляются очень высокие требования. Это опыт, оплаченный кровью.
Первая вакцина от ковида, удовлетворяющие требованиям ВОЗ, была готова за 10 месяцев – в декабре 2020 г. Это была вакцина «Пфайзер-БиоНТех». Через полгода, к июню 2021 г., таких вакцин ВОЗ утвердила шесть: четыре западных и две китайских. Причем было тут же налажено и массовое производство.
Уже в декабре 2020 г., в первый месяц выхода на рынок, американо-немецкий альянс «Пфайзер-БиоНТех» оказался способен произвести 50 млн. доз. Были задействованы три завода в США и один в Бельгии. В апреле 2021 альянс запустил еще один завод в в Марбурге (Германия) мощностью 1 млрд. доз в год.
Марбург, Германия. Завод по производству вакцин фирмы «БиоНТех«. Фирму основал профессор Угур Шахин, сын турецкого гастарбайтера, приехавшего в Кельн работать на заводе. Сын турка-иммигранта выучился в Германии на врача, в 2008 г. вместе с женой, биохимиком из Турции Озлем Тюричи, они основали хайтек-фирму «БиоНТех», куда вложились американские инвесторы. В 2020 г. их фирма и американский фармацевтический гигант «Пфайзер» разработали генную вакцину от ковида.
К лету 2021 г. вакцинация в США и ЕС приняла массовый характер, прививку получило уже большинство населения. Хайтек-индустрия, составной частью которой являются биотехнологии, показала свою мощь. Еще никогда вакцины от столь серьезных заболеваний не разрабатывались так быстро, и не поступали в серийное производство с такой скоростью.
Ну, а теперь о грустном. О путинской России. Началось все с откровенного позора. В феврале-марте 2020 г. гостелевидение РФ встретило новости о короновирусе в духе антизападной пропаганды и вопиющего невежества. «Эксперты» с экранов объявили коронавирус плодом воображения трусливой Европы. «Вирус не страшнее обычного гриппа», – утверждал с экранов главный путинский доктор Рошаль 3 марта 2020 г. Вирус поражает только китайцев, все заболевшие – азиаты, вторил ему главред канала «Раша Тудэй» Маргарита Симоньян.
Потом в конце марта 2020 г. они сменили пластинку: вирус есть, он страшен, но Россия справляется с ним лучше прогнившего Запада. И врач наши герои, и больницы круче, и в моргах мест больше.
28 марта 2020 г. Путин объявил общенациональный карантин. Но, правда, неоплачиваемый. В отличие от Запада, российское государство не пожелало помочь гражданам и бизнесу. Поскольку такого рода «карантин» это убийство экономики, долго он длиться не может. Уже в июне пришлось все отменить, и через пару месяцев пришла вторая волна вируса.
Поскольку еще один неоплачиваемый карантин был невозможен, а платить Путин не хотел ни в какую, власти ограничились полумерами. По сути, за бюджетную экономию Путина российскому народу было предложено заплатить жизнью, здоровьем, и доходами семьи.
Но это еще не все. В августе 2020 г. Россия анонсировала «первую в мире» вакцину против коронавируса «Спутник V». Правда, первой в мире была все-таки китайская вакцина для военнослужащих (июнь 2020 г.), но дело не в этом. Российскую вакцину отказались признавать в международном научном сообществе.
Уже в сентябре 2020 г. последовала полемика по поводу «Спутника» на страницах главного в мире медицинского журнала «Ланцет»: авторов вакцины обвинили в том, что в первой и второй фазе испытаний у них участвовало всего 76 человек (например, у «АстраЗенека» – более 1000).
При этом в первой фазе приняло участие 38 добровольцев, разделенных на три группы: две по 9 чел и одна – 20 чел. При этом в одной группе на 3 и 4 неделе испытаний у всех волонтеров анализы крови оказались абсолютно идентичны – у всех были одни и те же цифры по антителам. В другом случае у двух независимых друг от друга групп волонтеров цифры по антителами после взятия анализов различались на одну и ту же постоянную величину. Поскольку это невозможно в реальности, возникло подозрение фальсификации результатов испытаний авторами “Спутника V”.
Энрико Буччи, профессор биохимии из университета в Филадельфии, инициатор открытого письма ученых из разных странах в адрес разработчиков «Спутника V» с требованием объяснить аномалии в результатах испытаний вакцины. Однако объяснить свои ляпы авторы «Спутника» оказались не в состоянии.
Те самые анализы крови волонтеров, на которые обратил внимание Энрико Буччи и другие ученые. Красным выделена группа, где у всех был одинаковый анализ.
Пойманные на ляпах в статистике, авторы «Спутника V», казалось, должны были сделать выводы при переходе к третьей фазе испытаний, которая проводилась в России в сентябре-ноябре 2020 г. Уж теперь-то стоило сделать все так, чтоб в научной среде не было вопросов. Но и тут не смогли.
На третьей фазе уже участвовало около 20 тыс. чел., были заявлены высокие результаты по эффективности, явных ляпов в статистике не было, однако возникла другая проблема: разработчики отказались предоставить зарубежным экспертам доступ к «сырым» результатам тестирования. Грубо говоря, чтоб международные эксперты лично проверили все клинические протоколы. В доступе к ним было отказано. Экспертам предложили поверить на слово авторам вакцины.
В итоге, на сегодняшний день (июнь 2021 г.) вакцина «Спутник V» до сих пор не одобрена ни экспертами ВОЗ, ни Европейским медицинским агентством. Виною в этом спешка, а также деградация медицинской науки в РФ, разучившейся проводить медицинские исследования по международным стандартам.
Но и это еще не все. Путинская Россия оказалась неспособна наладить производство вакцины. К апрелю 2021 г., т.е. за первые 8 месяцев, Россия произвела всего 20 млн. доз.
Зарубежные вакцины к ввозу в РФ были категорически запрещены. В итоге, путинский режим просто оставил страну без вакцин: заграничное не покупаем, своих вакцин, сделанных на должном уровне – не имеем, и произвести их в должном количестве не можем. Итогом стало рекордное за 20 лет сокращение населения РФ: почти 700 тыс. чел. в 2020 г. Рожать некому и не хотят, а тут еще и сверхсмертность от короны.
И все это на фоне «ковидной дипломатии». Российский фонд прямых инвестиций (РПФИ), монопольный продавец «Спутника V» за рубеж, обегал весь земной шар, предлагая вакцину за твердую валюту. И преуспел, в основном, в странах Третьего мира. При этом РПФИ – это кормушка младшей дочери Путина и людей из её окружения. Глава РПФИ Кирилл Дмитриев – муж лучшей подруги Кати Путиной.
В общем, друзья, пандемия коронавируса подтвердила худшие подозрения по поводу взаимоотношеий путинской верхушки и народа России. Народ в путинской диктатуре – навоз, с которым можно не считаться ВООБЩЕ. Можно отправить в неоплачиваемый карантин, лишив дохода. Можно запретить ввоз признанных зарубежных вакцин. И навязать свою, которую они и произвести-то в нужном количестве не могут.
Можно экономить на пособиях в пандемию, подкинув подачку в 10 тыс. на ребенка. Но при этом не экономить на дворцах и кубках по футболу. Можно все, чего захочется правящей уголовно-чекистской братве. Назвать этих людей людьми будет, наверное, преувеличением. Это какие-то чумные крысы, вылезшие из недр КГБ и бандитского Петербурга, которые воруют все, что плохо лежит, да и еще разносят заразу – бациллы невежества, нищеты и вымирания.