Война принципиально изменила условия развития российской экономики на многие годы вперед. России пророчат дефолт уже в ближайшие месяцы, но это не самое страшное: многолетнее выстраивание рыночной экономики и отношений с другими странами обнулились за несколько дней. Россия теперь – страна с самым большим количеством санкций в мире, и расплачиваться за «спецоперацию» людям придется из собственного кошелька. Пока от санкционного давления сильнее всего страдает средний класс, но и ядерный электорат Путина из регионов скоро почувствует ухудшение уровня жизни.
Все говорят о дефолте. Будет как в 1998-м или еще хуже?
В разговорах о будущем россиян и финансов всех уровней — от личных до государственных — чаще всего звучат слова дефолт и застой. России предрекают дефолт уже 15 апреля. К такому выводу пришли аналитики Morgan Stanley. Страна может потерять платежеспособность из-за нежелания российских властей платить иностранным кредиторам, которые объявили санкции против России, а именно США, Франция, Япония, Германия, Великобритания, Австрия и Канада. Из-за этих ограничений за рубежом заморожено около половины активов Центробанка России — более $300 млрд. Крупнейшие рейтинговые агентства S&P, Fitch и Moody’s еще до выводов Morgan Stanley понизили суверенные рейтинги России, что называется, до «мусорных» позиций.
Но несмотря на резервы и возможности справляться с финансовыми обязательствами, главным фактором, как показывают последние недели, все равно остается геополитика. Чтобы сберечь валюту внутри страны российские чиновники придумали рассчитываться с иностранными инвесторами по долгам в рублях, что уже автоматически означает дефолт, так как выплата в другой валюте нарушает условия соглашений.
Но дефолты бывают разные. Например, реальный и технический. Реальный дефолт случился в России в 1998-м году, потери оценивались для отечественной экономики в десятки миллиардов долларов. Слабая финансовая система и управленческие ошибки внутри страны, по которым с двойной силой ударил экономический кризис в юго-восточных странах 1997 года, а также резкое падение цен на нефть и отсутствие новых вкладчиков — все это привело к неизбежности девальвации рубля. Сейчас девальвация национальной валюты прошла без всякого дефолта в отличие от 1998-го года, когда рубль кратно ослабел. Технический дефолт — ситуация, при которой заемщик нарушил договор займа, не осуществив очередной платеж. То есть дефолт возникает не по причине отсутствия у государства денег, а из-за отсутствия возможности оплаты. Технический дефолт, похоже, никого не смущает. Владимир Путин подписал указ, разрешающий российским должникам выплачивать крупные суммы кредиторам из «недружественных» стран в рублях. Речь идет о долгах, выплаты по которым превышают 10 млн руб. в месяц или валютный эквивалент этой суммы по официальному курсу ЦБ на 1 число каждого месяца.
Тем не менее 18 марта Россия отчиталась по выплату еврооблигаций на сумму 117 млн долларов, ни о каких рублях речи не шло. Долг был выплачен в иностранной валюте. Таким образом, пока России удалось отодвинуть от себя момент технического дефолта. Перечислять деньги Минфину и получать их американским инвесторам пока разрешает генеральная лицензия Министерства финансов США. Платить по долгам можно до 25 мая, что будет после этого срока — остается загадкой. “Велика вероятность того, что данное разрешение будет продлеваться столько, сколько нужно. Потому что если дефолт произойдет, возможные потери зарубежных держателей бумаг на порядки выше, чем потери Российской Федерации”, — сказал The Insider cоветник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов.
Жестких проблем с обслуживанием долга у России нет, добавляет Хестанов, вопрос дефолта — политический: “Ограничения резервов России за границей вызывает сильную фрустрацию у людей, принимающих решения. Это подталкивает их к различного рода экзотике. Я уверен, что практически никто (прим. из экономического блока правительства) предупрежден (прим. о спецоперации) не был. Если бы был предупрежден хотя бы узкий круг, того, что случилось с резервами, не было бы”.
Директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев пишет:
“Сейчас санкции вводят не только правительства, самосанкции вводят обычные корпорации, обычные граждане зарубежных стран. Поэтому текущая ситуация гораздо хуже, чем в 1990-е гг. Чем отличаются 1990-е гг. даже не от 2020-х, а в первую очередь от 2010-х – наличием оптимизма и понимания, что мы сейчас продеремся через все вот это и выйдем на светлую дорогу, и на этой светлой дороге нам ничего не будет мешать. Сейчас очень сильно не хватает такого взгляда”,
Для инвесторов в России угрозы неплатежей по гособлигациям нет: в случае необходимости государство просто запустит печатный станок. Грозит людям совсем не это.
Безработица, дефицит бумаги и удар по среднему классу
Без всякого дефолта все, что уже произошло с российской экономикой, напрямую отражается на благосостоянии людей в стране. Реальные доходы граждан де-факто не растут еще с 2013 года. Рублем население заплатило за крымские события. Сейчас ситуация гораздо хуже: в стране рекордно высокая ключевая ставка 20%, торговля на фондовых рынках закрыта уже две недели, годовая инфляция дошла до 12,5% (этот показатель в конце прошлого года был на уровне 8,4%). Иностранные компании одна за одной покидают Россию, экономическая блокада продолжает нарастать. Все это сразу же выливается в дефицит товаров, рост цен, потерю рабочих мест и тотальную неопределенность у бизнеса. За последнюю отчетную неделю резко ускорился рост цен уже не только на непродовольственные товары, но и на продукты (подорожали на 1,78% после 0,83%), например, сахар-песок за три недели подорожал на 17%, а с учётом дефицита и принципа «нет на полке – не фиксируется рост цен», удорожание сахара, вероятно, было чуть выше 20%, пишет в обзоре экономист ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Непродовольственные товары показывают феноменальный рост цен. Телевизоры подорожали за три недели на 35%, легковые иномарки — на 23%, смартфоны и отечественные автомобили – на 21%.
Прогноз по инфляции в 2022 году неутешительный. Про планируемые 5-6% можно забыть. “Если уже введенные санкции в ближайшие месяцы не отменят, то рост цен на 25-30% по итогам текущего года не кажется невозможным», — объясняет главный экономист банка “Уралсиб” Алексей Девятов.
Экономист Яков Миркин в этом году прогнозирует розничную инфляцию в стране от 20% до 40%. Курс рубля при сохранении рыночных правил игры при этом, по его мнению, может варьироваться до 250 рублей.
“Качество жизни упадет, доступ ко многим благам упадет. Благосостояние снизится неравномерно, в первую очередь, у среднего класса, но его у нас немного. Те, кто сейчас бедный, будет жить примерно так же. Потребление “верхушки” ничем не будет ограничено”, комментирует финансист Сергей Хестанов. Жизнь среднего класса в России действительно изменится. Поездки за границу становятся недоступны из-за санкций против российских авиакомпаний и резкого увеличения цен на билеты. Оплачивать покупки в иностранных магазинах, продлевать подписки на тот же Netflix стало невозможным.
Благосостояние снизится, в первую очередь, у среднего класса
Улучшить жилищные условия средней российской семье не позволят высокие процентные ставки, то есть про ипотеку в России можно сейчас забыть, вероятно, надолго. Те, у кого есть сбережения, не понимают, как распоряжаться этими деньгами внутри страны из-за растущей инфляции и дефицита товаров. Специалистам, которые работали в иностранных компаниях, угрожает увольнение из-за ухода бизнеса из России. Найти аналогичные места работы на внутреннем рынке может оказаться большой проблемой. В этой ситуации у среднего класса исчезают перспективы продвижения по социальной лестнице и повышения уровня доходов.
По оценкам профессора финансов Максима Миронова, в этому году реальные доходы населения упадут в 1,5-2 раза:
Нас ожидают структурные изменения в экономике, сопоставимые с изменениями на рубеже 1980-1990-х гг. Тогда целые классы, которые жили относительно неплохо в СССР — учёные, профессора и доценты, сотрудники оборонных предприятий, военные и многие другие мгновенно скатились в нищету, и им пришлось срочно искать новое место в жизни, чтобы просто выжить. Их сбережения и накопленный человеческий капитал де-факто превратился в тыкву. Сейчас нас ожидает что-то очень похожее.
Бедные слои населения и так все эти годы выживали без каких-либо накоплений, возможностей улучшить свое положение и с низким потреблением импорта. Бывший министр экономики России Андрей Нечаев, говоря о малообеспеченных гражданах, подчеркивает, что именно этот срез людей в большей степени является ядерным электоратом Владимира Путина: “Они безусловно, скоро почувствует на своих кошельках, на своем уровне жизни, на своем потреблении и так далее. Отвечая себе на вопрос, почему они стали хуже жить, они дают такой экзотический, на первый взгляд, ответ: виноват Байден.”
Цифры официальной безработицы могут резко вырасти, в этом случае правительству придется думать о повышении пособий, адресной помощи и создании новых рабочих мест. Правительство уже объявило, что направит более 39 млрд рублей на поддержку рынка труда. Однако официальные цифры безработицы с начала военного конфликта России и Украины появятся куда позже, чем власти определили размер помощи. Поэтому этих денег может просто не хватить на поддержку населения. Для сравнения, в пандемийном 2020 году на повышенные пособия по безработице, по заявлениям кабмина, требовалось в 4,5 раза больше — 185 млрд рублей.
Под угрозой оказались товары критического импорта, то есть те, что не производятся в России и без которых невозможно обойтись. Например, промышленное оборудование и детали для него, продовольствие, лекарственная отрасль и многое другое. Здесь пока трудно просчитать, насколько вырастут расходы бюджета, учитывая ослабление рубля, но ограничение оплаты в валюте для бизнеса, вероятно, быстрее обнажит проблему санкций. Цепочки поставок уже нарушены, а расплатиться с поставщиками все тяжелее из-за валютного контроля. Например, КамАЗ уже объявляет о необходимости срочного импортозамещения, у АвтоВАЗа заканчиваются полупроводники. Таких прерываний процессов в ближайшее время может стать критически много. Это может привести к полной блокировке некоторых предприятий, которые будут вынуждены искать выходы на других рынках. Но и там зачастую не обходится без западных технологий, а значит, могут быть применены санкции.
Проблема импортозамещения напрямую коснулась авиаотрасли в России. Большая часть воздушных судов у компаний находится в лизинге, ослабление рубля сделает обслуживание дороже в 1,5 раза, подсчитали аналитики VTB Capital. Керосин по их оценкам тоже подорожает на треть. Все это приведет к неизбежному падению спроса и удорожанию перелетов на 50% по сравнению с прошлым годом.
Популярный сейчас аргумент “как-то же выжили в СССР” оспаривает финансист Андрей Мовчан, который пишет о том, что в текущей ситуации все по-другому:
“Хуже или лучше? My guess – много хуже. Не надо питать иллюзии относительно «нового малого СССР» и «как-то же жили». Новый малый СССР – это СССР без потенциала Восточной Европы, с рынком в 3 раза меньше, с вымирающим населением, без построенной в 30-50-е годы фактически рабами по западным лекалам промышленной базы, без выращенной физико-математической и инженерной школы, без идеологии, в которую верили люди буквально до 80-х годов, без институциональной системы смены власти и пр.”
Тем временем в России неожиданно стал наблюдаться резкий рост цены, а где-то и вовсе дефицит бумаги. Производители признают — из-за санкций отмечается нехватка реагентов. Заводы по производству бумаги остались без отбеливающего пигмента, который необходим для выпуска продукции. Этот компонент поставляется именно из-за границы. Вероятно, российские предприятия скоро перейдут к выпуску более дешевой серой бумаги. То есть привычная потребителям офисная бумага станет совсем другой. Кстати, цена оставшихся пачек бумаги, например, известной марки SvetoCopy, взлетела до рекордов. После начала «операции» на Украине средняя цена на бумагу формата А4 для принтеров выросла минимум в три-четыре раза. До 24 февраля пачку в 500 листов можно было купить за 250-280 рублей. Сейчас цена на продукцию марки SvetoCopy, например в «Яндекс. Маркете» начинается от 1000 рублей. На фоне таких новостей всероссийские проверочные работы для школьников уже перенесли на осень.
Можно ли приспособиться к новой экономической реальности и сколько это стоит?
Когда Visa и Mastercard объявили об уходе из России, Национальная система платежных карт, которая была придумана именно на такой случай после санкций 2014 года и рычаги воздействия извне на нее стали минимальны, предложила альтернативу — оформлять карты «Мир» и китайской платежной системы UnionPay. С отечественным “Миром” у россиян проблем не возникает, карты этой платежной системы может выпустить любой российский банк. Но чтобы иметь возможность расплачиваться за пределами России подойдет только UnionPay, а ее, по данным самой платежной системы, могут оформить только десять банков в стране. Из них широко известны разве что “Промсвязьбанк”, “Почта Банк” и “Россельхозбанк”. Два последних банка государственные, а, значит, могут легко попасть в новые санкционные списки, как и “ПСБ”.
В Россельхозбанке открыть неименную карту можно за 7500 рублей, именную — за 9500 рублей, выпуск займет до пяти дней. В пресс-службе банка изданию Forbes уточнили, что получение карт UnionPay рекомендовано тем клиентам, которые «планируют поездки за рубеж, а на территории России можно по-прежнему использовать карту любой другой платежной системы». В других российских банках из списка системы UnionPay, например в “Зените” и банке “Санкт-Петербург” карты можно получить не раньше мая.
На сайте “Газпромбанка” тоже есть информация о карте UnionPay. Правда, ее выпуск обойдется в два раза дороже — 15 000 рублей. А срок изготовления займет от недели до двух.
Таким образом, позволить себе китайскую платежную систему, вероятно, смогут далеко не все.
Снять в банке со счета или вывезти из страны больше 10 тысяч долларов нельзя, купить валюту в России невозможно, даже безналичные переводы на свой иностранный счет теперь под запретом. Негативный эффект от ужесточения валютного контроля ощущают в первую простые граждане, малые и средние предприниматели. После долгих лет свободного пользования иностранными средствами валютный контроль подорвет и без того минимальное доверие россиян к государству. Все это выльется дальше в отрицание финансовой системы в целом — банков, карт, депозитов и рубля. Даже высокие процентные ставки по вкладам не сильно подталкивают россиян сберегать. На этом фоне черный валютный рынок переживает расцвет.
В Telegram сразу начали появляться анонимные каналы, которые предлагают россиянам купить валюту вне кассы. В одном из таких каналов, число подписчиков которого уже перевалило за 700 тысяч, предлагают даже специального сотрудника, который “прилетит в нужный аэропорт с наличными долларами”. Другой вариант описан прямо с указанием конкретного адреса — Москва, “Башня Федерация”. Кстати, именно в “Федерации”, по данным агентства Bloomberg, киберпреступники обналичивают криптовалюту со всего мира. По сравнению с официальным курсом Центробанка покупка долларов через telegram-каналы обойдется, естественно, дороже. Где-то разница составляет 3-4 рубля, а где-то доходит до 10-15. В комментариях других каналов люди обмениваются предложениями о “выгодной покупке и продаже” валюты друг другу. Курс при этом варьируется от 125 до 150 рублей за доллар.