«В августе 2020 года Алексей Навальный стал жертвой отравления. Год спустя он находится в колонии, его сайты заблокированы — существование Навального игнорируется. Но что стало с его сторонниками?», — задается вопросом журналистка немецкой телерадиокомпании ARD Ина Рук.
«В шесть часов утра Сергей Римский услышал громкий стук в дверь своей квартиры. Он сразу понял, что это значит: у двери, с ордером на обыск, стояли его бывшие коллеги. Сергею 28 лет, в феврале он уволился из полиции российского промышленного города Иваново — из-за приговора Алексею Навальному и полицейского насилия во время демонстраций за его освобождение», — повествует издание.
«По его словам, он больше не мог этого выносить. Например, фотографии из Санкт-Петербурга, где полицейский ударил ногой женщину: «Его не судят, не наказывают за это. Я больше не хочу быть частью этой системы. Мне было бы стыдно за насилие, даже если бы я сам там не был», — говорит он. В отношении Сергея ведется уголовное дело за оскорбление представителей власти. Он ведет блог о жестокости полиции, и один из сотрудников подал в суд».
«Девушка Сергея рассказывает, что для обыска однокомнатной квартиры явились семь полицейских — с пистолетами, автоматами, в защитных жилетах, шлемах и даже со щитами. «Неужели они думали, что мы будем защищаться здесь с оружием? Я хочу вымыть все, к чему они прикасались. Это так противно!», — говорит она».
«В 2500 километрах к востоку, в сибирском Томске, Ксения Фадеева смотрит в зеркало заднего вида своего автомобиля, — продолжает автор статьи. — Она заметила, что за ней следят. «Они едут вслед за мной, и я не знаю, не арестуют ли они меня скоро», — говорит она. Так, по ее словам, они оказывают давление. «И, конечно, это неприятно. Но для меня это не причина останавливаться, по крайней мере, пока», — говорит Фадеева».
«Ксения уже год является депутатом Томской городской думы. Она руководила местным штабом Навального, пока его общенациональная сеть не была признана экстремистской и запрещена. Фадеева — одна из последних, кто видел Навального до его отравления, когда он проводил предвыборную кампанию в Томске в августе 2020 года. (…) Здесь его «умное голосование» привело к тому, что правящая партия потеряла абсолютное большинство — но она по-прежнему обладает большинством мандатов. Мало кто из других оппозиционных депутатов осмеливается работать с ней, говорит Ксения».
«Они же не закручивают гайки, потому что все так замечательно и все любят Путина. Все наоборот», — анализирует она. Это видно из комментариев на политических форумах: «Не то, чтобы у Навального много фанатов. Но о президенте там не прочесть ни одного хорошего слова».
«На пике волны протестов в январе, когда демонстрации за освобождение Навального прошли более чем в 100 городах, только 19% респондентов в опросе независимого Левада-Центра заявили, что одобряют работу Навального. По российским меркам это много, но далеко не большинство. Тем не менее во многих городах демонстрации были жестоко подавлены, а их участники впоследствии подверглись наказанию», — говорится в статье.
«В небольшом городе Микунь в республике Коми под удар попал Никита Тушканов. Учитель истории протестовал в одиночку — он стоял на центральной площади с плакатом, который сделал сам. Плакат все еще у него. «Молчи или умри» — гласит надпись на нем. «Если ты посмеешь что-то сказать, ты будешь страдать. Говоря «умри», я не имею в виду настоящую смерть. Я имею в виду скорее социальную смерть», — говорит он».
«Через два месяца после акции протеста его уволили — формально по другим причинам, за «аморальное поведение». Доказательством послужила фотография студенческих времен, на которой он курит кальян. Ему запретили приходить в школу, даже на выпускной своего класса. Но класс пришел к нему домой после вручения аттестатов. В этом возрасте у них очень развито чувство справедливости, говорит Никита. Он надеется, что они смогут сохранить его: «Дети видят в интернете, что происходит на самом деле. Это взрослые узнают новости по телевизору, смотрят в эту квадратную коробку и все проглатывают», — говорит он».
«Навального приговорили к двум с половиной годам лишения свободы, готовятся новые судебные процессы. Его сайты заблокированы. Он исчез из поля зрения общественности. Учитель истории Никита подал в суд на свое увольнение — и проиграл дело. Он хочет обратиться во вторую инстанцию, хотя не может позволить себе даже адвоката. Сергей, бывший полицейский, теперь хочет заняться политикой. Оппозиционная партия «Яблоко» выдвинула его кандидатуру на выборах в Госдуму. Однако уже много лет она там не представлена. Ксении запрещено участвовать в следующих выборах — как сотруднику организации, которая теперь считается экстремистской. Многие из команды Навального были арестованы или покинули страну. Ксения хочет остаться. Мандат в городской думе у нее пока есть», — пишет ARD.
МВД РФ обязало организаторов митингов давать полные финансовые отчеты
Организаторы массовых акций должны подтверждать квитанцией каждое расходование денежных средств, говорится в приказе главы МВД России Владимира Колокольцева.
По данным издания, речь идет о заполнении таблицы из 27 пунктов на трех страницах. Указывать требуется не только личные данные и ИНН организатора акции, время и место ее проведения, но и финансовую информацию, а именно: сумму собранных средств и перечень расходов с указанием подрядчиков и оказанных ими услуг. Сообщать МВД необходимо о всех суммах отчислений как юридическим лицам, так и некоммерческим организациям, а также физлицам и самозанятым гражданам.
Каждое произведенное расходование денежных средств должно подтверждаться копией платежной квитанции, говорится в приказе.
Положение о необходимости предоставлять МВД отчеты по публичным акциям с числом участников более 500 человек появилось в российском законодательстве в декабре 2020 года, однако формы и сроки подачи такой отчетности тогда утверждены не были.
Некоторые эксперты, имеющие опыт организации массовых мероприятий в России, опасаются, что обязанность составлять полную финансовую отчетность о них отпугнет компании, предоставляющие технику, в том числе звуковое оборудование, для проведения акций с оппозиционной повесткой.