Бучу сменяет Краматорск, а Краматорск — Макаров… Не дав прожить себя и не осев в душе, чудовищные вести множатся и множатся. Мы будто вертим дьявольский калейдоскоп.
Волей-неволей вновь приходят мысли о ритуальной подноготной этого сценария. Мы ведь прекрасно знаем, что делают с людьми на митингах. После январских выступлений годом ранее я, глядя на реакцию, в сердцах сказал, мол, перед нами ритуал омоложения: чем больше молодых будут истерзаны опричниной, тем лучше себя чувствует инициатор. Обнуление-обновление, подсказка в русской сказке. Вдогоночку к пантовым ваннам.
Так отчего же мы были уверены, что ритуал омоложения останется локальным? Вот перед нами Буча, Краматорск, Макаров… Покуда верит сам инициатор в дешевые приёмы обмануть природу, заказ присутствует, а ставки повышаются. Наивными я вижу тех, кто ищет политические корни нынешних событий. Мотивы здесь иные, питает их злоба и старость — а суеверие всегда спешит на помощь злобной старости. Нашёптывает на ухо, приходит по ночам в фантазиях, услужливой змеёю шелестит в елейных голосах придворных, спешащих угадать любой каприз, любую мысль императора. Ты, суеверие, всегдашний друг тирана — такой же льстивый, такой же хитроглазый, как прислужники, ты всё покроешь паутиной ложной величавости!
Это не бункер. Это — кокон. И как же долго там томилось, зрело и рвалось наружу то, что ныне явлено нам в первобытной откровенности.
…Только вот сказка, «Конёк-Горбунок» — она несёт намеки. Она предупреждает, каким котлом кончается попытка молодиться, какой удел у тех, кто жаждет безраздельно, вечно властвовать. И что-то мне подсказывает, что сказка та не склонна церемониться: кто не прислушался, тот сам её героем станет.