T.me Только международная операция по эксфильтрации может спасти героических защитников «Азовстали». Они отказались сдаваться в плен и будут сражаться до конца. Территория металлургического комбината — последний оплот украинского сопротивления в Мариуполе. Бойцы полка «Азов» вместе с морскими пехотинцами и несколькими полицейскими удерживают его с марта, там сотни раненых и убитых. В минувшие выходные с «Азовстали» эвакуировали гражданских.
Замкомандира «Азова» Святослав Паламар и офицер управления разведки Илья Самойленко в воскресенье провели онлайн-брифинг. Самойленко описал четыре варианта возможных действий азовцев: «просто отложить оружие, сидеть в углу и ждать конца»; «попытаться как-то убежать, как трус, думать только о собственной жизни, не думать о своем долге», как это сделал командир 36-й бригады морской пехоты Владимир Баранюк, попытавшийся прорваться из Мариуполя и попавший в российский плен; сдаться или «стоять и бороться».
По словам Самойленко, единственный приемлемый вариант для азовцев — продолжать борьбу. Защитникам «Азовстали» дан приказ держать оборону, они будут «стоять столько, сколько нужно». Самойленко считает, что в случае попадания в плен «у полка «Азов» нет высоких шансов на выживание».
По словам Паламара, Россия продолжает интенсивные обстрелы «Азовстали»: «Только за ночь мы насчитали 25 вылетов, в том числе трех стратегических бомбардировщиков. Работает ствольная артиллерия, работают танки, минометы, снайперы, пехота пытается штурмовать».
Паламар утверждает, что всего российские военные убили в Мариуполе около 25 тысяч человек.
В интервью Би-Би-Си замкомандира «Азова» рассказал, что сотни защитников «Азовстали» убиты, около 600 человек ранены. «Наши военнослужащие гибнут каждый день от тяжелых ранений. У нас нет достаточного количества антибиотиков, перевязочных материалов, у нас нет свежего воздуха. Наш госпиталь бомбят. У нас много контуженых. У нас много убитых именно в результате бомбардировок. Ситуация просто катастрофическая», — сказал Паламар. По его словам, военные умирают от инфекционных гангрен, в госпитале «Азовстали» нет возможности проводить апмутации. «Я считаю, что российской стороне тоже нужно собрать своих убитых военных. Для этого требуется режим прекращения огня и договоренности обеих сторон о сборе тел погибших. Сейчас на улице уже тепло. Тела начинают разлагаться и отравляют все», — добавил офицер «Азова».
По его словам, иногда защитники «Азовстали» едят раз в день, а иногда день и вовсе проходит без пищи: «Мы растягиваем все, что имеем, делимся. Некоторые запасы воды еще есть. К тому же у нас есть техническая вода, которую мы кипятим и пьем».
Паламар пожаловался, что азовцам несколько раз обещали оказать помощь, но не помогли: «Самое циничное то, что нам дают обещания: «Ребята, продержитесь до середины марта, а дальше будет помощь». И ничего. «Продержитесь до апреля — и все будет хорошо, классно». Снова ничего в итоге».
Самойленко рассказал о потерях, понесенных россиянами в результате действий «Азова» в Мариуполе: «Мы убили 2,5 тысячи российских военных и еще 5 тысяч ранили — это более 15 процентов военных потерь их армии. Мы также уничтожили более 60 танков и 30 повредили — это 10 процентов их потерь». «На Мариуполь пришлось около 50 процентов всех бомбардировок. Были дни, когда на Мариуполь сбрасывали более 150 авиабомб. И мы получили ноль поддержки. Ни воздушной помощи, ни наземной, ни артиллерийской поддержки. Мы фактически были брошены на произвол судьбы», — сказал азовец.
Разведчик «Азова» обвинил власти Украины в срыве подготовки к обороне Мариуполя. «Проблема в том, что многие представители власти саботировали оборону Украины на протяжении последних нескольких лет. Я бы сказал, восемь лет. Эта война началась не в феврале, не 24 февраля. И мы постоянно это подчеркиваем, — сказал Самойленко. — Наша подготовка была саботирована официальными лицами, бюрократами, правительством. Просто нам мешали готовиться к обороне. Потому что мы знали, что большая война с Россией надвигается. И мы были готовы — по крайней мере, насколько могли. Проводилась профессиональная подготовка, собиралась амуниция. Мы не получили ни одного «Джавелина», ни нового оружия, ни одного нового транспортного средства».
С территории «Азовстали» эвакуированы все женщины, дети и пожилые люди, сообщила в субботу украинский вице-премьер Ирина Верещук.
Позже городской совет Мариуполя сообщил, что в Запорожье прибыли 173 мирных жителя с «Азовстали» — их вывезли на 10 автобусах. «Спасибо за это всем героическим защитникам «Азовстали». Ценой трех жизней наших воинов и шести раненых бойцов удалось достать и вывезти мирных с территории завода», — отметили в горсовете. Там также поблагодарили ООН, Международный комитет Красного креста и Верещук.
Паламар заявил, что военные не могут подтвердить эвакуацию с «Азовстали» всех мирных жителей, «поскольку ни одна международная организация или украинские политики не приехали на завод, нет специальной техники, чтобы разобрать завалы».
«Очень жаль, что у некоторых политиков нет такта, а есть только цинизм — что это успешная операция по эвакуации гражданских. Я хочу сказать, что на территории завода есть множество погибших — как гражданских, так и военных. Из Мариуполя не эвакуированы десятки тысяч граждан, погибших в результате агрессии войск РФ. Мы 2,5 месяца просим весь мир эвакуировать гражданских, и только сейчас нам удалось пару сотен гражданских эвакуировать», — сказал Паламар.
Украинские интеллектуалы и бывшие диссиденты из инициативной группы «1 декабря» обратилась к президентам Турции и Франции Реджепу Тайипу Эрдогану и Эммануэлю Макрону, канцлеру Германии Олафу Шольцу и Федеральному Совету Швейцарии с призывом организовать эксфильтрацию украинских военных с «Азовстали»: «Битва за Мариуполь — это украинские Фермопилы. Но мы живем в гуманистическом ХХІ веке, и наша обязанность, обязанность всего цивилизованного мира — спасти 300 спартанцев Украины».
«Украинский гарнизон в Мариуполе еще можно спасти. Но счет идет на часы», — говорится в обращении Владимира Ермоленко, Иосифа Зисельса и других участников группы «1 декабря».
6 мая президент Украины Владимир Зеленский заявил в видеообращении, что украинские власти работают «над дипломатическими вариантами» спасения военных с «Азовстали» и к этому привлечены «влиятельные посредники, влиятельные государства». 7 мая Зеленский рассказал, что Киев готовит второй этап эвакуационной миссии — по выводу раненых военных и медиков. «Конечно, если все выполнят договоренности. Конечно, если не будет обмана. Безусловно, работаем и над тем, чтобы вывезти наших военных. Всех героев, защищающих Мариуполь. Это очень сложно. Но важно. Уверен, что все понимают главную причину этой сложности, а также где эта причина находится. Но мы не теряем надежду. Мы не останавливаемся», — подчеркнул Зеленский.