T.me Российская пропаганда с некоторых пор особенно активно действует против Германии. Ее дезинформационная кампания направлена на то, чтобы вызвать у немцев чувство неуверенности. Однако этому вполне можно противостоять.
Вы тоже входите в число немцев, которые хотят переехать в Крым, потому что ситуация у нас в стране стала тяжелой? Нет? Но, наверное, знаете кого-то, кто собирается сделать это. Тоже нет? Странно. Потому что газета российского правительства — «Российская газета» — в конце января на своем сайте написала в статье под заголовком «Немецкий политик: Все больше граждан ФРГ думают о переселении в Крым» об этом якобы распространенном желании эмигрировать.
От такой глупости можно было бы просто отмахнуться или счесть ее примером «дурной журналистики». Но это было бы неправильно. Люди, знакомые с российскими СМИ, приходят к другому выводу: Кремль с помощью подконтрольных ему масс-медиа использует информацию в качестве инструмента своей агрессивной внешней политики. Это называется «гибридная война». Методы этой целенаправленной дезинформации и манипуляции общественным мнением в России сначала использовались с целью укрепления власти президента Владимира Путина. Когда разразился конфликт в Украине, российская пропаганда вышла на новый уровень: путем искажения правды, распространения частично правдивой или заведомо ложной информации украинцы были приравнены к фашистам.
В российских справочниках это называется «рефлексивным контролем»
С некоторый пор в «прицел» дезинформации попала Германия — предположительно, потому что Ангеле Меркель удалось сохранить единство в рядах ЕС в отношении антироссийских санкций. Расчет, видимо, был такой: если благодаря миграционному кризису удастся сместить Меркель с поста канцлера и ослабить позиции Германии в Европе, то остальные члены ЕС будут более сговорчивы в вопросе отмены санкций.
Концепции манипуляции общественным мнением и ведения психологических войн существуют уже на протяжении десятилетий. Российские аналитики из министерства обороны и спецслужб занимались вопросами «информационных войн» еще в 1990-х годах. По сути, речь идет о целенаправленном использовании информации с целью изменения восприятия реальности людьми, получающими эту дезинформацию. В российских справочниках эта техника называется «рефлексивным контролем».
«Информационный шум» и его последствия
В России над этим работают так называемые «политтехнологи». Они располагают целым набором методов и техник, которые доказывают собственную эффективность в контролируемом Кремлем российском информационном пространстве: целенаправленное воздействие на восприятие окружающей действительности гражданами привело к тому, значительная часть населения страны испытывает страх и ощущает угрозу. Распространяемому в СМИ вражескому образу Запада противопоставляется патерналистский образ президента Путина, которому как бы нет никакой альтернативы. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что рейтинги популярности Путина среди своих сограждан, ощущающих себя жителями «осажденной крепости», очень высоки. Эти цифры являются доказательством успеха пропаганды, но в меньшей степени говорят о реальной поддержке российского президента и его политики.
За пределами России пропаганда стремится распространить неуверенность и страх среди жителей других стран и дестабилизировать тамошние общества. Первым средством повлиять на общественное мнение является максимальное увеличение интенсивности негативных новостей, чтобы их получатели почувствовали неуверенность: утрата четкого представления о ситуации является следствием этого «информационного шума».
Рука о руку с правыми популистами
Наряду с официальными СМИ — в России это контролируемые Кремлем телеканалы, за границей телеканал Russia Today и информационное агентство Sputnik — российская пропаганда активно задействует интернет. На каком-нибудь относительно известном информационном сайте или в блоге публикуется новость, которую подхватывают другие сайты с неоднозначной репутацией. После этого в игру включаются крупные российские СМИ и со ссылкой на «источники» во «Всемирной паутине» публикуют информацию, которая на протяжении некоторого времени уже вращалась в медиа-пространстве. Вопрос о ее достоверности при этом не играет никакой роли.
Так, дезинформация о якобы похищенной и изнасилованной мигрантами девочки в Берлине в январе впервые появилась на таком вот сомнительном сайте. За эту «новость» ухватилось российское государственное ТВ, программы которого смотрят многие «русские немцы», которых вскоре по СМС и через Facebook стали получать призывы выйти на демонстрации протеста. Кроме того, эту дезинформацию распространили многие немецкоязычные версии российских СМИ, вещающих на зарубежные страны, чем вызвали широкий резонанс среди правопопулистских сил. Нетрудно заметить, что контент российских СМИ, вещающих на заграницу, и правопопулистских или праворадикальных немецких СМИ в значительной степени совпадает. А цитируя друг друга, они при этом ссылаются как бы на достоверные источники.
Чтобы сделать дезинформацию правдоподобной
Еще одним методом компенсировать недостаток убедительности собственных новостей является эмоциональное и «берущее за душу» повествование. Телевизионный сюжет чем-то похож на музыкальный видеоклип или фильм жанра Action. Если коротко, то продукты российской пропаганды захватывающи по содержанию и легко воспринимаются, потому что журналисты не особо заботятся (неважно, умышленно или нет) о точности и достоверности мелких деталей.
Общественные СМИ и сотрудничающие с ними «серые прокремлевские медиа» являются лишь частью российской пропагандистской махины. Третьим ее механизмом является производство дезинформации и так называемых интернет-мемов — фотографий или видеороликов забавного содержания, распространяющихся «вирусным» способом по социальным сетям. Чтобы придать значимости и убедительности такой дезинформации, при этом даются ссылки на псевдо-информационные сайты или на страницы в «Википедии». Это, например, имело место после якобы взрыва на химическом предприятии в американском Сентервилле (штат Луизиана) в сентябре 2014 года.
Связи с российской администрацией президента
Вообще, социальные сети играют в распространении пропаганды главную роль. С помощью «социальных ботов», то есть управляемых профилей-роботов в соцсетях распространяются дезинформация и мемы. Аналогичным образом можно объяснить и огромное количество прокремлевских комментариев на читательских форумах на международных информационных сайтах. На весь мир «прославилась» компания Internet Research Agency — под прозвищем «Тролли из Ольгино», — штаб-квартира которой находится в одноименном районе Санкт-Петербурга. Одни лишь ее сотрудники управляли тысячами «фейковых» профилей в соцсетях и на форумах с целью продвижения кремлевской политики в интернете. Независимые российские СМИ писали о связи этой фирмы с администрацией президента.
Впрочем, украинский сайт Stopfake. org, российский проект Noodleremover. news и Disinformation Review Внешнеполитической службы ЕС весьма успешно борются с российской пропагандой, в том числе и с конкретными ее проявлениями.
Бесконечный поток искаженной информации
Опасность российской пропаганды для Европы не стоит преувеличивать, но нельзя и недооценивать. Лживые утверждения о якобы изнасилованной юной жительнице Берлина в итоге удалось опровергнуть, причем довольно скоро. В то же время политические вызовы — кризис еврозоны и миграционный кризис — по-прежнему являются благодатной почвой для всевозможных дезинформационных кампаний. Очевидно, что подконтрольные Кремлю структуры систематически стараются разжечь общественную дискуссию и поддерживать ее, распространяя свою лживую и полуправдивую информацию.
Что с этим можно поделать? Чтобы противостоять любой дезинформации, открытое общество должно уметь разбираться в медийной сфере, то есть критически относиться к любой информации и к источникам, из которых она поступает. Кроме того, СМИ и отдельные журналисты должны уметь отражать реальность, опираясь на достоверные факты — в том числе и в век цифровых технологий.
Напомню, в конце января путинские СМИ активно распространили лживую информацию о якобы изнасиловании 13-летней русской девочки Лизы в Берлине. Более того, в эту грязную пропагандистскую кампанию включился даже лично глава МИД РФ Лавров (дебил, б***ь — Пророк).
Однако очень быстро берлинская прокуратура предоставила исчерпывающие доказательства того, что Лавров нагло лжет.
Американское издание The Washington Post написало тогда, что ложь о «русской девочке» открыла немцам глаза на методы путинской пропаганды.
Дай бог, чтобы немцы действительно поскорее разобрались на сей счет. И хорошо, что столь популярное немецкое издание дало сейчас статью об этом.