T.me В Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону судят первых пятерых фигурантов девятого крымского дела «Хизб ут-тахрир». Как сообщает «Крымская солидарность», прокурор Ростовской областной прокуратуры Евгений Колпиков запросил сроки для обвиняемых — от 16 до 18 с половиной лет строгого режима.
18 с половиной года запрошены для правозащитника «Крымской солидарности» Ризы Изетова и крымскотатарского активиста Шабана Умерова. 18 лет и 3 месяца прокурор просит назначить крымскотатарскому активисту Раиму Айвазову, 18 лет — корреспонденту «Граней» Ремзи Бекирову, 16 лет — активисту Фарходу Базарову. Изначально Айвазову вменялась 2-я часть, но после того, как он отказался от признательных показаний, ФСБ ужесточила ему обвинение.
Умерова, Бекирова, Изетова и Айвазова обвиняют по части 1 статьи 205.5 УК (организация деятельности террористической организации; от 15 до 20 лет или пожизненное заключение), Базарова — по части 2 той же статьи (участие в террористической организации; от 10 до 20 лет). Также всем подсудимым инкриминирована часть 1 статьи 30 — статья 278 УК (приготовление к захвату власти; до 10 лет).
Прокурор попросил также назначить всем подсудимым ограничение свободы на срок от года до полутора лет после освобождения.
В своей речи обвинитель сослался на российскую Конституцию, которая, по его словам, «регламентирует свободу вероисповедания одновременно со светским характером российского государства». «Несмотря на непризнание вины подсудимых, которые неоднократно высказывали недовольство политикой и спецслужбами российского государства, их вина была доказана в судебном процессе», — заявил Колпиков. Чиновник сослался на показания секретных свидетелей, записи прослушки с голосами обвиняемых, заключения экспертизы, решение Верховного суда 2003 года о признании «Хизб ут-тахрир» террористической организацией.
Смягчающими обстоятельствами для подсудимых Колпиков назвал наличие у них малолетних детей, положительные характеристики из правоохранительных органов и от знакомых.
Далее в прениях будут речи адвокатов, подсудимые выступят с последним словом.
Судить первую пятерку обвиняемых по девятому крымскому делу «Хизб ут-тахрир» начали 16 марта прошлого года. На первом заседании председательствующий судья Олег Волков удалил обвиняемых из зала, после того как они стали общаться с судом только на крымскотатарском языке из солидарности с Базаровым, которому не предоставили переводчика. Дело рассматривает тройка судей: Волков, Виталий Мамедов и Магомедбасир Шуайпов. Состоялось уже больше 40 заседаний.
Обыски и задержания по девятому крымскому делу «Хизб ут-тахрир», прошедшие 27 марта 2019 года, стали самыми массовыми за пять лет российской оккупации Крыма. ФСБ явилась по 26 адресам в Симферополе, а также в Симферопольском (село Строгоновка, поселок Айкаван), Белогорском (село Владимировка) и Красногвардейском (поселок Октябрьское) районах.
По делу привлекли 25 человек, 18 из которых — активисты «Крымской солидарности». Фигурантами, кроме уже названных обвиняемых, стали Тофик Абдулгазиев, Владлен Абдулкадыров, Иззет Абдуллаев, Меджит Абдурахманов, Рустем Сейтхалилов, Осман Арифмеметов, Билял Адилов, Энвер Аметов, Аким Бекиров, Сервет Газиев, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Алим Каримов, Сейран Муртаза, Яшар Муэдинов, Эрфан Османов, Сейтвели Сейтабдиев, Руслан Сулейманов, Рустем Шейхалиев, Эдем Яячиков и Асан Яников. Обыски у Абдулкадырова, Арифмеметова, Ремзи Бекирова и Яячикова проводились в отсутствие самих фигурантов. Первых троих задержали 28 марта в Ростове-на-Дону. При задержании они подверглись побоям. Известно, что били и других фигурантов дела. 24 человека заключены в СИЗО, а Яячиков пропал без вести и объявлен в розыск.
Айвазов, в отличие от других обвиняемых, был задержан не в марте, а позже, 17 апреля 2019 года, на административной границе между Крымом и континентальной Украиной. Сотрудники ФСБ вывезли его в поле, где имитировали расстрел и угрожали, требуя дать показания на других фигурантов дела. Под давлением силовиков и назначенного адвоката Олега Глушко Айвазов дал нужные показания.
Кроме тех, кого судят сейчас, часть 1 статьи 205.5 вменена Сулейманову, а остальным восемнадцати обвиняемым — часть 2 той же статьи. Всех их обвиняют также в приготовлении к захвату власти.