Как складывались мафиозные структуры — и как с ними боролись
T.me За несколько часов до выхода этой лекции пришли сообщения о теракте в Крокус-сити. Я не знаю, кто его устроил. Я могу предположить, как его используют власти для того, чтобы еще больше закрутить гайки. Сегодняшняя лекция не о террористах, но она тоже о людях, для которых человеческие жизни ничего не значат, и о том, как можно — хотя бы попытаться — с ними бороться. Текст, помещенный ниже, был написан две недели назад — и неожиданно сегодня — увы — приобрел новый смысл.
Мы так много знаем про мафию, что просто диву даешься. Мы знаем, что такое «коза ностра», повторяем вслед за доном Корлеоне: «мы сделаем ему предложение, от которого он не сможет отказаться». Мафиози в нашем сознании превращаются в этаких лихих парней, удалых красавцев, гоняющих на роскошных машинах, любящих красивых женщин, нарушающих, конечно, закон, а кто же его не нарушает? Погибающих, но зато красиво поживших — воровской век сладок, но короток. А можно сказать: короток, но сладок.
Я пишу эти строки во Флоренции. Здесь в 1993 году взорвался автомобиль, начиненный взрывчаткой. Он стоял в центре города рядом с художественной академией — музеем и учебным заведением. Мафиози — а попросту говоря бандиты, организовавшие этот взрыв, не пытались свести счеты с конкурирующей бандой. Они просто хотели всех запугать.
В это время был арестован один крупный мафиози и одновременно принимался закон о резком ужесточении условий заключения для членов преступных группировок. Нужно было запугать потенциальных свидетелей и обеспечить боссам мафии комфортные условия за решеткой.
Поэтому была начата кампания запугивания. Из-за взрыва во Флоренции было покалечено много людей, разрушено много произведений искусства, а главное — убиты пять человек. Студент академии, ее сторож и его жена и их дочки — одной было 9 лет, а другой — 50 дней. Старшая девочка писала стихи. Теперь ее строчки выбиты на мемориальной доске.
И вот это, наверное, настоящее лицо мафии — любой.
В моей новой лекции речь пойдет об одной из самых знаменитых мафиозных «разновидностей» — о пяти знаменитых нью-йоркских семействах, которые много десятилетий контролировали огромную часть жизни великого города, — и далеко не только ночные клубы и тайные притоны. Кто-то из боссов мафии воспринимался как гламурная звезда, кто-то жил тихой и неприметной жизнью. Они изображали из себя Робин Гудов, дружили с актерами и режиссерами, появлялись на страницах светской хроники.
Они долго пытались убедить всех, что вообще никакой мафии не существует. Потом отважным юристам удалось пробить их броню, изменить законодательство и добиться того, чтобы за решеткой оказались не только исполнители преступлений, но и заказчики. В 90-е годы казалось, что мафии нанесен смертельный удар, а ее боссы получили сроки до ста лет.
Но в Нью-Йорке быстро закрепилась русская мафия, китайская мафия, а потом и вроде бы ослабленная «коза ностра» стала приходить в себя.
Что же, мафия действительно бессмертна? С организованной преступностью невозможно справиться?
Я не знаю, но не могу смириться с мыслью о том, что преступные банды, чья организация уходит корнями в архаические обычаи традиционных обществ, могут спокойно процветать в Нью-Йорке и Флоренции, в Москве и Петербурге.
Этого быть не может. Этого быть не должно. Поэтому давайте хотя бы посмотрим на то, как складывались мафиозные структуры, и как с ними боролись. Может быть, в будущем это нам поможет?