Светлана Тихановская, победившая Александра Лукашенко на президентских выборах 2020 года, которые белорусская оппозиция считает фальсифицированными, потому что победу приписали Лукашенко, заочно приговорена судом в Минске к 15 годам лишения свободы по целому ряду тяжких статей, включая государственную измену.
Также ее признали виновной в заговоре с целью захвата государственной власти, создании экстремистского формирования и руководстве им, публичных призывах к захвату государственной власти. В приговоре сказано, что она должна отбывать срок в колонии общего режима.
До массовых протестов против фальсификаций на президентских выборах Тихановская работала переводчицей. События 2020 года радикально изменили ее жизнь.
Светлана Тихановская приняла участие в президентских выборах только потому, что ее мужа, предпринимателя и блогера Сергея Тихановского, к ним не допустили (сейчас Сергей Тихановский отбывает 18-летний срок; уже в тюрьме ему добавили 1,5 года за неповиновение администрации колонии). Тогда Светлана Тихановская зарегистрировалась кандидатом в президенты вместо мужа и вокруг нее объединились оппозиционные активисты — сторонники других кандидатов, не допущенных к выборам. В первую очередь, это банкир Виктор Бабарико (арестован еще до выборов, сейчас отбывает 14-летний срок) и сооснователь «Парка высоких технологий» Сергей Цепкало (сейчас в эмиграции).
По официальным данным, на тех выборах 9 августа 2020 года Александр Лукашенко набрал якобы 80,1% голосов, Тихановская — 10,1%. Данные независимых подсчетов показывали примерно обратное соотношение. Евросоюз, США, Британия и ряд других стран не признали официальные результаты выборов, а Лукашенко — их победителем.
Многочисленные сообщения о фальсификациях на всех уровнях привели к самым массовым в истории Беларуси протестам и к беспрецедентному уровню насилия и давления на недовольных со стороны силовиков. Это давление продолжается и сейчас.
Уже 10 августа Тихановскую пригласили в ЦИК Беларуси. Там прямо в кабинете председателя с ней говорили два высокопоставленных силовика. После этой беседы она уехала на автомобиле в Литву — и только много позже рассказала, что ее шантажировали детьми.
Тем не менее, в течение следующих дней и недель она сначала стала главным лицом белорусских протестов, а потом и лидером оппозиции в изгнании.
Сейчас среди белорусских политических мигрантов много конфликтов, Тихановскую многие ее бывшие соратники укоряют, например, за недостаточно активную реакцию на российско-украинскую войну, но она по-прежнему самая узнаваемая участница тех событий.
Светлана Тихановская встречалась с президентом США Джо Байденом, экс-премьером Британии Борисом Джонсоном, президентом Франции Эммануэлем Макроном, практически со всеми главами стран ЕС. Например, в Польше и Германии ее визиты проходили как государственные.
Одновременно в Беларуси против нее возбуждались все новые уголовные дела. Самое первое — о создании экстремистского формирования — еще в декабре 2020-го.
Беларусь обращалась к Литве с требованием выдать Тихановскую, МИД страны на это ответил, что «скорее ад замерзнет». Интерпол также отказался объявлять ее в международный розыск.
Также Тихановская внесена в список «лиц, причастных к террористической деятельности», который ведет КГБ Беларуси.
«Я знаю, что мы обязательно вернемся домой. И мы вернемся на своих условиях, благодаря ежедневному труду, а не чьему-то разрешению или приговору», — так Светлана Тихановская прокомментировала у себя на сайте свой приговор еще до его вынесения.
В ходе прений, прошедших 27 февраля, государственный (лукашенковский) обвинитель просил приговорить Тихановскую к 19 годам.
Нынешний приговор фиксирует, что среди главных участников протестов 2020 года очень мало людей остались без судимости. Так, отказавшиеся уезжать из Беларуси известные оппозиционеры Мария Колесникова и Максим Знак отбывают 11 и 10 лет соответственно. В целом, по данным правозащитников, на конец февраля 2023 года в Беларуси находилось более 1,4 тыс. политзаключенных.
Это уже не первый заочный приговор противникам Александра Лукашенко. В январе 2023 года по 12 лет получили известный медиаменеджер Дмитрий Навоша и еще несколько эмигрировавших активистов — за «разжигание вражды» и сбор персональных данных силовиков. Олимпийская медалистка Александра Герасименя и спортивный функционер Александр Опейкин также получили по 12 лет заочно за «причинение вреда национальной безопасности».
И эта практика безусловно будет продолжена. Генпрокурор Андрей Швед заявил, что несколько заочных процессов начнутся в течение 2023 года, причем судить будут не только живых, но и уже умерших. Пока он имел в виду нацистов Третьего рейха, против которых возбуждено уголовное дело за геноцид белорусов в ходе Второй мировой войны.
В Беларуси не состоялся аукцион по продаже квартиры Тихановских – из-за отсутствия желающих ее покупать. Чтобы купить квартиру Тихановских, необходима достаточная смелость в своей подлости. Таких людей пока не нашлось. Но власть обязательно что-нибудь придумает.